«На домене .рф в период золотой лихорадки идет первичное обогащение»
Открытая регистрация в доменной зоне .рф стартовала в полдень 11 ноября 2010 года. Уже через сутки более чем с двумя сотнями тысяч доменов зона .рф вошла в двадцатку крупнейших в Европе. Регистрация продолжается в очень высоком темпе: число рф-доменов приближается к шестистам тысячам. Таких ошеломляющих цифр никто не ожидал. Комментирует случившееся один из самых заметных участников событий вокруг зоны .рф — директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников. Полную аудиоверсию интервью можно прослушать на сайте программы «Рунетология».
— Андрей, считаете ли вы ажиотажный спрос на кириллические домены своим триумфом? Если нет, какое у вас вообще отношение к тому, что наблюдается?
— Безусловно, это результат работы всего нашего интернет-сообщества под моим мудрым руководством (смеется). Надо быть честным и признаться в том, что я ожидал других результатов: думал, к концу года будет зарегистрировано порядка 50 000–75 000 доменов. В мае наш министр связи называл примерно такие же цифры. Это были наиболее оптимистичные прогнозы на конец года. Заметьте, что до конца года еще много времени. Результаты, которые мы получили на днях, ошеломительные, но я готов объяснить, почему так случилось. Дело в том, что наши пользователи наконец-то получили возможность самовыражения «я люблю тебя, Оля» и т. д. Введение кириллицы сняло ограничение, [которое накладывало] выражение русских слов исключительно латиницей. Это функциональная особенность проекта. Я считаю, что мы добились очень хороших результатов и дали людям возможность самовыражаться, присваивать такие адреса своим проектам, какие они считают нужными, не имея никаких ограничений за исключением стоп-листа.
— Обратимся к теме доменной зоны .ru. Каким образом происходило создание домена: кто был инициатором, кто участвовал в подписании соглашения?
— Когда .ru появилось в списке ISO (универсальная таблица, в которую входят все коды стран), мы решили, что нам тоже неплохо было бы иметь свой домен. Разные организации подали заявления на его присвоение. Уже тогда существовал принцип, по которому нужно было вначале договориться между собой и определить компанию — администратора домена. Я не помню, кто тогда этим занимался: ICANN еще не было.
— Глобального координатора доменов?
— Да. Функция корневых доменов уже была, но я не помню, кто ею занимался. Был принцип: «Договоритесь со своим интернет-сообществом, а потом мы дадим этой компании [права]». Туда входили SovAm Teleport , «Элвис-Телеком», Demos, «Техноцентр», GlasNet, РосНИИРОС, Relcom, ассоциация РЕЛАРН, X-Atom, FREEnet, Институт космических исследований, МГУ и др. Эта координационная группа и решила в качестве администратора домена .ru назначить РосНИИРОС — некоммерческую организацию.
— А государство имело к этому отношение?
— Нет.
— А когда государство появилось в координации доменной зоны .ru?
— Оно появилось с введением в регламент Координационного центра 13-го члена совета — представителя Администрации связи Российской Федерации.
— Когда это случилось?
— По-моему, в 2000 или 2003 году.
— В общем, до конца XX века домены зоны .ru полностью координировались коммерческими организациями?
— В принципе, да. Дело в том, что изначально координационная группа была представлена этими компаниями. Сейчас Координационный центр представлен личностями, то есть конкретными членами совета.
— Какие-то еще любопытные этапные моменты развития зоны .ru вы могли бы выделить?
— Росла зона потихоньку, домены регистрировались. Стоимость домена была порядка $100, потом цена снижалась, вводили новые регламенты, новые принципы, менялись правила. Приятно было, когда перешагнули первый миллион, второй, третий и т. д. Говорить о том, что это самоцель или самодостижение, наверное, не стоит, потому что количество доменов является производным от количества пользователей в стране (линейная зависимость).
— Сейчас вы директор Координационного центра.
— Я исполнительный директор и не являюсь членом совета. Все стратегические решения в Координационном центре принимает именно совет, а я являюсь администратором.
— Каким образом менялось ваше взаимодействие с доменной зоной .ru?
— Домены во всех странах управлялись людьми, так или иначе занимающимися технологиями. Это выросло либо из академической среды, либо из технологической. Россия не стала исключением. Вся наша доменная тематика возрастала из специалистов. Люди, которые представляли этих провайдеров, до сих пор работают техническими директорами, инженерами и т. д. Это была технократическая тусовка, которая занималась доменными именами, только потом появился профессиональный рынок регистраторов. В определенный момент было решено, что функции технического центра и функции администратора доменов надо разъединить. Появился наш первый регистратор, потом их стало несколько. Это нормальный эволюционный процесс, он ничем не отличается от процессов, которые происходили в других странах — Германии, Англии. Единственное, везде это находится на разных ступенях развития.
— Какова была ваша личная роль? Как она менялась по отношению к домену .ru?
— Я был членом совета по домену .ru, потом перестал быть членом совета и стал директором.
— Перейдем к домену .рф — самой горячей теме на сегодня. Неужели такой колоссальный оборот [в регистрации] создают частные лица?
— Примерно 50 на 50. Топ-20 администраторов — это 122 000 доменов, то есть 29%. Максимальное число доменов зарегистрировано профессионалами. Все, кто зарегистрировал более 50 доменов, — это профессионалы (их 54%).
— То есть многие регистрируют для перепродажи?
— Не знаю. Я бы не стал так делать, потому что это достаточно рискованно. Профессионалы не обязательно люди, которые регистрируют домены для перепродажи. Прежде всего к профессионалам я отношу тот же Sedoparking, тех же SEO-оптимизаторов — людей, которые «окэшивают» поисковый трафик. Оборот перепродажи доменов несравнимо меньше по сравнению с тем, что получается при оптимизации. Это еще один миф, который надо разрушить.
— По поводу SEO. Вы полагаете, что они покупают домены, чтобы иметь домены с ключевиками?
— Конечно. Например, «Тур-выходного-дня-в-Бельгию.рф». Если у тебя сайт с таким названием, то у тебя будет стопроцентное попадание в поисковый механизм.
— То есть вы полагаете, что такой ажиотаж во многом вызван энергичностью «сеошников»?
— Это энергичность «сеошников» и переход на следующую ступеньку оптимизации.
— Есть и другая точка зрения, высказываемая рядом заметных сетевых деятелей. Например, Антон Носик писал о том, что этот домен сделан, с одной стороны, для обогащения регистраторов, с другой — одни лохи купили, другим лохам продали, если говорить грубо.
— Вся доменная индустрия, включая вторичный рынок, — $50 млн в год. Это смешно, это копейки. Говорить о том, что это рынок перепродаж, не стоит.
— Мировая индустрия?
— Нет, .ru. Это маргинальный бизнес: купил стул за тысячу, продал за две.
— При этом отдельные счетоводы посчитали, что на зоне .рф регистраторы заработали уже десятки миллионов. Рынок резко вырос?
— На домене .рф в период золотой лихорадки происходит первичное обогащение. Люди регистрируют про запас, надеются что-то продать, но пока ничего не продают. Для того чтобы это начало продаваться, надо, чтобы этим начали пользоваться.
— Из тех доменов, что я видел, в частности «Яндекс.рф» и ему подобные, взятые крупными корпорациями, переадресованы на домен в зоне .ru. В большинстве случаев это так?
— Честно говоря, я не занимался анализом ресурсов, которые висят на этих доменах. Это находится за пределами моей компетенции, у меня на это времени не хватает. Пока говорить об активном использовании .рф рано, потому что прошла всего лишь неделя с начала регистрации. Откуда там будут ресурсы? Должен пройти как минимум год, чтобы что-то начало появляться. Тогда будет видна цена на эти домены, потому что сейчас ты регистрируешь домен, платишь деньги, но не факт, что ты его перепродашь потом.
— На этот счет у нас есть любопытный комментарий от Дениса Гледенова (для тех, кто не знает: Денис — один из самых крупных частных специалистов по доменам, у него несколько десятков тысяч доменов в зоне .ru куплено или перекуплено): «Я не готов инвестировать в зону .рф, так как не вижу перспективы IDN-доменов, но, насколько мне известно, 90% красивых имен — словарных существительных забрала компания RU Center. Я считаю, что люди будут готовы вкладываться в зону .рф, но в основном как раз в домены-существительные. На данный момент, думаю, их регистрируют в основном для раскрутки сайтов SEO-специалисты. Думаю, что «Яндекс» и Google примут какие-то меры и через год эти домены будут никому не интересны, они будут удаляться, их регистрация снизится. То есть в этой зоне я перспективы не вижу». Вы как-то можете прокомментировать его слова?
— Конечно, могу. Во-первых, он Роберт Гледенов. Во-вторых, кто будет палить свои запасы? У него есть небольшая заначка этих доменов. Он эстет, он не гоняется за массовостью, ему нравится сам процесс. Он великий мастер регистрации интересных доменов, и его бизнес процветает. RU Center — отдельная тема, которую тоже можно будет обсудить. Он произнес ключевое слово «поисковики». Как к этому отнесутся поисковые машины? Как они будут поступать? Как будет рассчитываться индекс популярности, выдачи? Это интересная тема. Сейчас они, как я понимаю, с этим ничего не делают, потому что не понимают, что с этим делать, или ждут. С другой стороны, тот же Google с доменами, которые написаны на родных языках, давным-давно имеет дело. Так что они будут шустрее в этом плане работать.
— Вроде кириллические чуть ли не первыми появились.
— Да вы что? Китай уже несколько лет живет с китайскими доменами. Правда, у них .cn стояло справа (теперь не стоит).
— Я слышал, что арабские страны имеют свои домены.
— В арабских странах проблема заключается в небольшом интернет-проникновении. У них сейчас начинается активный рост. В частности, в Египте, Иордании интернет уходит на прилавках как горячие пирожки. Для них проблема латинских букв гораздо более серьезна, чем для нас. Кириллица похожа на латиницу, а у них совсем другой шрифт. Для них внедрение доменов [на национальных языках] — технологический прорыв. С другой стороны, 500 000 говорят о многом. Значит, для нас они тоже важны.
— То есть настолько велика проблема с латиницей, что, как вы думаете, они будут готовы смириться с тем, что сайты будут недоступны из других стран?
— Это реальная проблема. Достаточно открыть список доменов и посмотреть, что люди регистрируют. «Гирлянда», «подходы», «шилка» и т. д. У меня перед глазами список доменов, которые регистрировали в первый час: 31 900 доменов. Каким образом ты латиницей это наберешь?
— Аргументы понятны. Но создается двойственность. Был по умолчанию домен .ru, и все знали, что если есть сайт, то практически всегда заканчивается .ru. Мы же сделали второй домен по умолчанию, поэтому создается неудобство. Например, помнишь название домена, а в зоне .рф он или в зоне .ru, не помнишь. Не нажили ли мы себе новую головную боль? На национальном языке, тем более таком сложном и красивом, как русский, было бы неплохо писать с соблюдением правил, но не дополнительная ли это сложность?
— Мы дали людям возможность разнообразия. Вообще любой виток развития интернета — это когда кто-то дает людям дополнительные возможности, дает им разнообразие. Если проект успешный, он будет жить и пользоваться спросом. Когда он перестанет пользоваться спросом, ему на смену придет другой проект. Посмотрите, что происходит с социальными сетями, поисковыми системами. То же самое происходит с адресацией. Теперь есть домены .рф. Потом сделают домены .дети, .пиво, .небо. Чему это противоречит? Ничему.
— Я в отличие от многих не могу склониться к той или иной точке зрения однозначно, хотя, как и многие специалисты на рынке, не могу над этим не размышлять. Однако, положа руку на сердце, скажите, чего больше в этих доменах — коммерции или здравого смысла? Вначале скажите про .рф, а потом про те, что появятся позже.
— Доля коммерции в доменах будет падать в связи с внедрением все новых и новых корневых доменов. Ценность ныне существующих брендов (.com, .ua, .ru) будет размываться с появлением новых. Наступает момент, когда ты не понимаешь, зачем тебе еще десять доменов в других доменных зонах. Как раз в этот момент, возможно, возникнет принципиально другая система адресации в интернете. Надо иногда возвращаться к истокам и вспомнить, что эти названия всего лишь удобства для того, чтобы не помнить IP-номера. Кстати, IP-номера версии шесть нормальному человеку запомнить невозможно. Если нынешний домен 194.168.1.1 или 127.0.0.0 все помнят, то попробуйте запомнить IP-номера шестой версии. Это невозможно. Домены появились именно как мнемоническое название, как название в буквах. Постепенно они превратились в средства адресации и индивидуализации. Кому нужно десять новых корневых зон? Неукоснительно будет падать стоимость доменов. Это исторический процесс, который никак не остановить. Рунет — бренд (.ru), .рф — это тоже бренд, потому что РФ — это Российская Федерация. Не мы сделали его брендом, мы просто взяли название нашей страны.
— Есть подозрение, что не все крупные почтовые сервисы смогут адекватно обрабатывать почтовые адреса на домене .рф. Та же проблема с отдельными браузерами.
— С браузерами все нормально, а с электронной почтой проблемы действительно есть. Я надеюсь, что через год наши стандарты будут подтверждены. После того как будут стандарты, появится и поддержка приложениями электронной почты. Это вопрос времени.
— Поговорим на тему регистрации «вкусных», то есть интересных, ярких, заметных имен существительных регистраторами. Прежде всего претензии предъявляются RU Center. Уже сказал Андрей Воробьев [директор департамента по связям с общественностью компании RU Center] о том, что красивые домены регистрировались для того, чтобы передать их интересантам.
— Давайте для начала возьмем ряд доменов: «работа», «видео», «автозапчасти», «магазин», «бизнес», «игры», «телефон», «золото», «квартиры», «сайт», «авто», «двери», «вакансии», «билеты», «одежда» и т. д. Это все домены, которые пользуются определенным спросом с точки зрения релевантности для поисковиков. Я не понимаю, зачем людям домен «Телефон.рф». Он не несет в себе признаков какого-то бренда. В том, чтобы проект стал успешным, домен играет самую последнюю роль. Главное, чтобы там был интересный контент, чтобы он был правильно раскручен, чтобы вокруг него были правильные медийные технологии, чтобы там публиковали интересный материал. Я еще раз говорю, что это маргинальный бизнес, что в этот ажиотаж и немыслимые цены я не верю. Каким надо быть дураком, чтобы тратить такие деньги на простые слова, которые не несут принципа индивидуализации? «Яндекс» — это не простое слово. Такого слова в словаре нет, но все знают, что такое «Яндекс». Нет слова «рамблер» в словаре, но все знают, что такое «Рамблер». А обладание простым существительным не дает тебе гарантий, что ты на этом заработаешь денег.
— Гарантий никаких, но дополнительные профиты.
— Какие профиты? На чем?
— Как специалист, который занимается созданием веб-сайтов, я скажу, что это, скорее всего, поисковые профиты. Когда поисковики будут читать домен .рф, это заметно поднимает релевантность. Во-вторых, это звучность с человеческой точки зрения. Если я продаю телефоны и у меня домен «Телефон.рф», это легко запоминает человек, и вполне возможно, что он придет ко мне, просто набрав адрес в строке из любопытства. Чем более популярное и простое существительное, тем более велика вероятность этого type-in.
— Я еще раз повторю очень простой пример. Помните историю с доменом «Секс.рф»? Тогда все завопили: «Они его зарегистрировали и будут его перепродавать». Они будут полными дебилами, если будут его перепродавать, если будут пытаться сделать на этом сайте какие-то деньги. Они на этом бренде сделают деньги, они откроют магазин на Тверской, и товары будут в тысячи раз более профитными, чем какой-то веб-сайт. То же самое «Магазин.рф». Магазин чего? Это маргинальный бизнес. Те люди, которые покупают эти домены на аукционах, которые переплачивают за них, — просто идиоты. Я по-другому не могу их назвать. Будет у вас домен «Видео.рф», будете вы окэшивать поисковый трафик. Сколько этот трафик принесет в год? Принесет он $10 000, но не больше, поэтому этот домен не может стоить больше $10 000.
— Я бы не стал делать финансовых прогнозов. Почему вы так жестко говорите на тему этого рынка? Почему Координационному центру это неудобно?
— Я говорю о том, что есть элементы ажиотажного спроса. Я просто пытаюсь объяснить людям, что у каждого домена, который они покупают, в том числе на вторичном рынке, есть своя цена. Эта цена не обусловлена звучностью, громкостью или простотой этого имени. Она обусловлена трафиком, который вы сможете привлечь к своему проекту. Не надо переплачивать за домен! Аукционы в .рф противозаконны.
— Мы начали с RU Center. Как вы относитесь к тому, что у него оказались в руках несколько десятков тысяч доменов и его обвиняют в киберсквоттинге?
— Я не считаю, что наличие каких-либо красивых имен в запасе является киберсквоттингом. Например, первый домен, который был зарегистрирован, — «Работа.рф». Он был зарегистрирован Reg.ru. Действительно, RU Center принадлежит большое количество простых доменов, но проблема не в этом. Они пытаются продать эти домены. Проблема в том, что на эти домены претендовали реальные люди, которые подали заявки и получили ответ с обоснованием, что на этот домен есть второй претендент и что этот домен будет разыгран на закрытом аукционе. В правилах регистрации доменов .рф такого пункта нет.
— То есть RU Center действует незаконно?
— Я взрослый человек, я не могу громко говорить о незаконности. Мы сейчас собираем факты, мы собираем обращения пользователей, которые нам предоставляют информацию. Когда идет речь о словах типа «рыбалка», то это нетрудно понять. Но есть домены со словами, которые обычному человеку в голову не придут, но про них тоже говорят, что уже есть заявки. С этим мы и будем разбираться.
— Как я понимаю, Координационный центр имеет-таки зуб на RU Center?
— Координационный центр не имеет ни на кого зуб. Главная задача Координационного центра — обеспечить права конечного потребителя.
— В связи с появлением домена .рф и большим вниманием государства к интернету будет ли расти его роль в регулировании рунета?
— Я хочу сказать позитивные слова, потому что со времен исторической встречи с Владимиром Путиным в 1999 году, на которой были произнесены слова «Забор не отвечает за то слово, которое на нем написали», прошло больше десяти лет, но принцип до сих пор соблюдается. Государство не сделало ни одного шага, чтобы как-то придушить интернет. Были какие-то случаи, когда в каком-то городишке что-то прикрутили, но это исходит из самодурства местных начальников. В масштабе страны я не могу сказать, что государство крепко взялось за интернет. Это хорошо, потому что благодаря этому интернет развивается, ему дают развиваться. Это двоякая ситуация. Дело в том, что интернет развивается и в то же время развивается его негативная часть. Не надо забывать, что много всякой гадости в интернете живет.
— Эту гадость было бы неплохо регулировать, в том числе и силами государства.
— На улице хулиганов же регулируют. Я считаю, что интернет никак не отличается от улицы. Раньше функции родителей заключалась в том, чтобы научить детей не шляться вечерами по подворотням. Сейчас функция родителей — еще и говорить детям, чтобы они не шлялись по негодным сайтам. Функции ничем не отличаются от того, что было 30–40 лет назад. Тем не менее интернет растет и развивается, он огромен и необъятен, но там и гадости хватает.
— Другое дело, что на темных улицах наша милиция нас не очень часто защищает. Так и в интернете попытки защитить нас, возможно, обернутся чем-то другим.
— Я всегда четко на этот вопрос отвечаю. Принесите мне факты, будем обсуждать. Где, кого сейчас зажимают? Все время выходят какие-то законопроекты, инициативы. Хоть одна из них принята? Нет, не принята, потому что у людей хватает разума понимать, что нельзя принимать законы, которые не будут работать, которые не будут выполняться. В интернете в связи с тем, что он технологически так устроен, очень сложно что-то регулировать, прижимать и фильтровать.
— Закрывая тему взаимодействия государства и интернета в этой программе, скажу, что Игорь Ашманов [гендиректор компании «Ашманов и партнеры»] периодически говорит в своих интервью про обретение Россией цифрового суверенитета. Национальный домен, государственный поисковик, антивирусы, операционная система... Вы видите этот тренд?
— Я скажу простую вещь, которую вы все прекрасно знаете. В интернете пользуются спросом те вещи, которые популярны. В интернете насильно мил не будешь. Если ваш национальный поисковик — фуфло, то люди им пользоваться не будут. Если он лучше, чем «Яндекс», значит он будет более популярным. Но это маловероятно, поэтому говорить об этом нет смысла.
— Перейдем к вопросам наших слушателей. «Насколько озолотились регистраторы на проведении аферы «зона .рф» за эти две недели?»
— Себестоимость домена для регистратора — 70 рублей. Надо умножить 500 000 на 70. Это тот доход, который получит технический центр доменов. Сколько получилось?
— 35 млн рублей.
— Миллион долларов. Скажем, что 50% этих доменов, то есть 250 000 доменов, зарегистрировали профессионалы для разных своих целей (SEO, перепродажа). Они их купили с учетом огромных скидок. Условно говоря, по 90 рублей.
— То есть маржа была 20 рублей?
— Да. Теперь умножаем 20 рублей на 250 000. Сколько получаем?
— Получаем 5 млн рублей.
— Теоретически они принесли регистраторам порядка $166 000. Остальные 250 000 купили по 600 рублей. Получается 150 млн рублей, или $5 млн. То есть от продаж в частные руки наши регистраторы заработали порядка $5 млн. В итоге миллионов 7 долларов на всех.
— Мне кажется, что больше. Я пошел другим путем: 250 000 доменов я умножил на 500 рублей чистой маржи с каждого домена. Получилось, что заработок составил 125 млн рублей.
— $4 млн 166 000.
— Это совокупная маржа всех регистраторов?
— Да. Плюс то, что зарегистрировали профессионалы.
— Какие будут санкции со стороны ФАС в адрес RU Center? Как вы оцениваете это с моральной точки зрения?
— Мне очень сложно давать какие-то моральные оценки. Я стараюсь придерживаться принципа, что все регистраторы для нас равны, как дети, а плохих детей не бывает. Если есть какие-то нарушения, то обращайтесь, и будем разбираться. У Координационного центра есть все возможности проверки, приостановки аккредитации.