В воскресенье основатель Facebook Марк Цукерберг приехал в Россию, о чем уже успел сообщить на своей странице в ФБ, где выложил собственное фото на фоне храма Василия Блаженного. Глава Facebook Россия Екатерина Скоробогатова рассказывает, почему Facebook не слишком быстро развивается в нашей стране и что собирается предпринять, почему у соцсети почти нет офисов в разных странах и в чем сила Цукерберга. Послушать полную аудиоверсию этого интервью можно на сайте программы «Рунетология».
Максим Спиридонов: Сегодня часто говорят о том, что, по статистике, Россия занимает одно из первых мест в мире по времени нахождения внутри социальных сетей. Наши пользователи очень основательно обустроились в своих уютных «жежешечках», «твиттерах» и «вконташах». Однако и здесь, как во многом другом, у России свой собственный путь. Мировой лидер социального веба Facebook в Рунете — третий по популярности, что, насколько я знаю, является уникальным случаем. О том, какие планы у первой в мире, но третьей в Рунете соцсети, о том, что думают внутри компании о развитии в России, о том, каких событий и шагов от них ждать, мы говорим сегодня с руководителем Facebook Россия Екатериной Скоробогатовой.
Сразу задам довольно острый вопрос. Facebook вообще интересна Россия?
Екатерина Скоробогатова: Да, очень интересна. Команда, в которой работаю я, называется growthteam, или команда, которая отвечает за рост. Внутри этой команды есть отдельная структура — international growth. Она работает над тем, чтобы Facebook рос на отдельных рынках, в том числе и в России.
— Тем не менее есть ощущение, что Facebook пока не думал о России всерьез. Есть ты, как добросовестный и позитивный человек, который хочет что-то делать, но ты одна.
— Дело в том, что Facebook работает прежде всего над своим продуктом. Если вы посмотрите на то, как работает Facebook во всем мире, то вы увидите, что помимо основного, самого крупного офиса компании в Менло-Парке, во всем мире у Facebook достаточно небольшое количество офисов. При этом все офисы, которые есть у Facebook в остальных странах, — это небольшие офисы, которые занимаются продажами. Такой подход Facebook виден во всех странах мира, не только в России, и он ни в коем случае не свидетельствует о приоритетах Facebook, поскольку Facebook как компания не занимается тем, что открывает офисы во всех странах, он работает небольшими активными командами, которые могут быстро придумать что-то и реализовать это. Наличие или отсутствие большой команды, например в России, ни в коем случае не говорит об отсутствии приоритета.
— В других языковых зонах подобная ситуация? Там один человек на языковую зону? Во Франции, Испании так?
— Там нет никого.
— Как?
— У Facebook большой офис в Лондоне, который отвечает за европейский и арабский рынки. Во Франции, Германии и Испании есть небольшие офисы. Во всех остальных странах нет офисов Facebook. Более того, те офисы, которые я сейчас обозначила, — это офисы, где находится команда, которая занимается продажей рекламы.
— В России рекламу централизованно вы пока не продаете?
— Мы работаем с рекламным агентством, которое представляет наши интересы на российском рынке. Для Facebook сейчас основная задача в России — увеличение количества активных пользователей.
— Facebook и сам вырос в других языковых странах, а в России он не растет, поэтому появилась ты, возможно, будут дополнительные инициативы и люди.
— Посмотрим на историю того, как развивался Facebook в разных странах. Например, в Бразилии, Индии, Японии и Корее есть свои сильные локальные сервисы. Исторически в каждой из этих стран был один, максимум 2-3 человека, которые отвечали за рост. Это не исключение для Facebook, это скорее правило.
— Почему Facebook в России не вырос?
— Мы считаем, что одной из причин, почему Facebook не растет в России так быстро, как нам хотелось бы, является сильная конкуренция. Пользователям довольно сложно перенести свой социальный круг из одного сервиса в другой, эта миграция не происходит за один или два дня, она происходит постепенно. Сейчас как раз происходит процесс, когда пользователи постепенно переходят с частью своих друзей на Facebook. Он происходит чуть медленнее, чем мы хотели бы.
— Не секрет, что дело даже не в глобальной конкуренции и двух игроках по большому счету, а в одном игроке, который является вашим клоном — «ВКонтакте». Не обидно, что копия «сделала» оригинал?
— Мы не комментируем конкурентов. Мы сосредоточены на том, чтобы делать свой продукт лучше.
— Помнишь фильм про Ленина, в котором был эпизод, где некий солдат спрашивал: «А ты Ленина видел?» — и ему отвечали: «Да, он в красной рубахе, высокий, румяный». Ты видела Марка Цукерберга?
— Да, конечно. Марк каждый день приходит в офис в Менло-Парке.
— А где территориально находишься ты?
— В Москве. Я в Менло-Парке бываю раз в 2-3 месяца, провожу я там обычно две недели.
— Ваше общение с ним личное или он не занимается вопросами регионального развития?
— У меня было несколько встреч с Марком и командой, которая занимается региональным развитием, к которой я принадлежу.
— Какой он в жизни?
— Марк — обычный человек. Сложно каким-то образом обозначить его характер.
— Говорят, он жесткий руководитель.
— Первое, на что обращаешь внимание во время встреч с ним, — он очень внимательно слушает, когда люди ему что-то говорят, не перебивает, делает определенные выводы и задает вопросы. Общаться с ним — это непростая задача, потому что он очень быстро думает, схватывает и задает интересные вопросы.
— Фильм «Социальная сеть» близко к жизни воспроизводит то, какой в быту, работе Марк Цукерберг?
— Нет. Они совсем не похожи. Марк говорит гораздо медленнее, спокойнее, он является гораздо более расслабленным человеком, нежели персонаж, представленный в фильме.
— Хорошо. Давай вкратце поговорим о твоей карьере. Как ты оказалась в интернете и почему?
— Я училась в университете и изучала иностранные языки. Я знаю немецкий, английский и французский. На последнем курсе я пошла работать переводчиком в компанию «Промт» и занималась там переводом различных маркетинговых текстов, пресс-релизов. Постепенно я начала заниматься самим интернет-маркетингом. Так что в интернете я скорее случайно.
— Знаешь, что в Германии была довольно драматичная история с Facebook и социальными сетями? Одно время казалось, что будет ситуация, похожая на ситуацию в России, то есть будут лидировать социальные сети местного значения. Потом произошел резкий рывок, и они упали. В частности, лидеры тогдашнего рынка падали очень быстро, Facebook параллельно с этим активно рос.
— Да, конечно, я в курсе.
— Почему там это случилось, а в России нет?
— Много факторов, но один из самых важных факторов, как мне кажется, помимо нескольких интересных партнерских проектов, которые делали мои коллеги, — это история о том, что все немецкие студенты обязательно один год из 5-6 лет, когда они учатся в университете, ездят на стажировку. Они часто ездят на стажировку в Америку или другие страны Европы. Facebook стал для них очень простым способом поддерживать связи со своими иностранными друзьями. Россия во многом является страной, в которой пользователи не так активно поддерживают связи или дружат с пользователями из других стран.
— Иными словами, сыграла роль гораздо меньшая языковая замкнутость Германии в сравнении с Россией?
— Да, в том числе.
— Дам короткий комментарий по поводу Германии. Меня удивила история от моей дочки, которая учится в гимназии в Германии, ей почти 14 лет. Она рассказывала, что на уроке информатики к ним приходили старшеклассники и давали семинар о правилах поведения в Facebook. В течение дня им рассказывали, как отличать фейковые аккаунты, как реагировать на спам, как реагировать на сексуальные домогательства и так далее. Я был поражен полнотой этой информации и тем, насколько большое внимание уделяется в средней школе в Германии работе с Facebook.
— В этом смысле Facebook является постоянно присутствующим средством коммуникации для детей, для молодежи. Их учат, как вести себя на улице, со взрослыми, в общественном транспорте, также их учат тому, как вести себя в онлайне и Facebook.
— Как мы знаем, для этого возраста в России «ВКонтакте» — это постоянный способ коммуникации.
— Для многих да.
— У нас школы еще не додумались до такого.
— В этом смысле сейчас есть несколько проектов, включая недавно принятый закон, который пытается регулировать то, каким образом подростки используют интернет. Я думаю, что постепенно Россия придет к цивилизованному взгляду и пониманию того, что в интернете есть свои правила, свой этикет.
— Facebook как-то влиял на то, что в Германии систематически говорится о грамотной работе в Facebook?
— Насколько я знаю, нет. Мы работаем с различными общественными организациями. Нам очень важно, чтобы пользователю было максимально комфортно работать с Facebook. Мы пытаемся рассказывать о том, как и что можно сделать, почему что-то работает так или иначе.
— В России вы тоже такого пока не делали?
— Довольно сложно делать такие вещи в России. У нас не такая распространенная система общественных организаций, с которыми мы могли бы работать. Они есть, но их не так много, и они не всегда готовы к диалогу.
— В одном из интервью ты говорила о том, что Facebook Россия принципиально ничем не отличается от Facebook USA. Так ли это?
— Как часть компании или как сообщество пользователей?
— Я понял, что и в том и в другом ключе.
— Сообщество пользователей в разных странах разное, оно состоит из разных аудиторий. В России аудитория Facebook начиналась с тех пользователей, которые имеют связи и контакты друзей за границей. Безусловно, это чаще жители больших городов, которые много путешествуют. Скорее всего, пользователи Facebook — это люди 20-27 лет, это и характеризует аудиторию Facebook в России. Что касается того, что именно делают пользователи в России, делают ли он что-то большее или меньшее, нежели пользователи в других странах, то, насколько я знаю, нет. Одна забавная черта заключается в том, что пользователи в России очень много пишут. У нас «литературоцентричная» страна, и люди пишут большие посты. Такие посты я видела только от своих российских друзей.
— Иными словами, аудитория российского Facebook — это аудитория людей мира? Согласна с отдельными оценками о том, что Facebook — это очень премиальная аудитория, что это средний класс и выше с имущественной и образовательной точек зрения?
— Мне сложно комментировать подобные утверждения. Средний класс — это размытое понятие. Вероятность того, что пользователь Facebook — это образованный, работающий человек, который недавно окончил университет, выше, нежели у остальных социальных сервисов в России. При этом сейчас мы видим, что в Facebook приходит массовая аудитория. Мы особенно рады этому, она приходит не только в Москве и Санкт-Петербурге, мы видим, как растет пользовательская база в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, то есть во всех городах-миллионниках.
— Какой мотив у российского пользователя, осваивающего виртуальное пространство, прийти именно в Facebook, а не «ВКонтакте»? Не секрет, что очень часто вариантом поведения является то, что человек пришел во «ВКонтакте», немного посмотрел и, пока основательно не освоился, пошел посмотреть прототип. Может быть, он знал, что по образу Facebook делался «ВКонтакте», может, не знал, но, не обнаружив в Facebook большого количества видео разного характера, аудиозаписей, он возвращается «ВКонтакте» и зависает там.
— На российском рынке пользователи привыкли к тому, что у них множество точек, социальных сервисов, которыми они пользуются. Если посмотреть на моих друзей или на моих знакомых, родственников, то все они поддерживают несколько аккаунтов. Они поддерживают аккаунт в «Одноклассниках», во «ВКонтакте» и Facebook. Может быть, они даже завели себе аккаунт в «Твиттере». Если говорить о том, что именно нравится или не нравится пользователям в Facebook по сравнению с другими социальными сервисами, то, насколько я знаю, многим в Facebook нравится лента новостей, и для нас это очень приятно, потому что лента новостей — это самый главный и основной продукт Facebook. В ленте новостей пользователь Facebook проводит примерно 80% своего времени. Для многих Facebook — это своеобразный агрегатор новостей, куда попадают новости друзей, новости страниц, на которые человек подписан. Для многих это основная фича Facebook, за которой они возвращаются. Если говорить о том, где и кто зависает, то самое важное — то, где у вас находятся друзья, сколько друзей в каждом из сервисов что-то интересное пишет или комментирует публикации.
То, над чем мы сейчас работаем в России, — это не агрессивное привлечение новых пользователей, мы работаем над тем, чтобы зарегистрированным пользователям было интересно возвращаться в Facebook. Самая главная задача для нас — это найти для них друзей. Если мы найдем для них друзей, им гораздо интереснее будет находиться в Facebook.
— Ты говоришь, что вы не работаете над агрессивным привлечением. Значит ли это, что достигнутые на сегодня показатели вас устраивают или они максимально возможные по тем или иным причинам?
— Когда я говорю об агрессивном привлечении пользователей, я говорю о создании новых регистраций. Как мы все прекрасно понимаем, людей можно заставлять регистрироваться на сервисах разными способами. Для нас самое главное — это сделать так, чтобы зарегистрированным пользователям было интересно возвращаться в Facebook. Если говорить о том, как растет Facebook, то он растет в тот момент, когда зарегистрировавшийся пользователь освоился в Facebook, начал что-то публиковать и приглашать туда своих друзей, что самое важное.
— Пустил корни.
— Да. Для нас лояльность наших пользователей гораздо важнее десятка новых регистраций. Мы знаем, что лояльный пользователь, который публикует что-то и приглашает новых друзей, — это самый правильный и основной источник органического роста и прихода новых пользователей — его друзей.
— Как, с твоей точки зрения, дальше будет развиваться конкурентная ситуация? Пока ВКонтакте имеет видео, аудио и такую пользовательскую базу, сила притяжения уже находящихся внутри пользователей гораздо больше. Видео и аудио – это серьезные козыри, которых у вас нет. Одноклассники имеют свою региональную публику, обычно это люди старше 30-35 лет, и у них мотив – это встречи молодости, реальные встречи одноклассников. Мне кажется, что вам будет сложно найти серьезный прорыв.
— У «ВКонтакте» есть база видео и аудио, это очень сильный актив, но для Facebook самое важное — это сделать так, чтобы люди использовали Facebook для общения. У нас нет задачи убить какой-то сервис, у нас есть задача сделать так, чтобы максимальный процент пользователей интернета в той или иной стране общался, поддерживал свои дружеские связи на Facebook.
— Поскольку у тебя нет запрета на произнесение названия вашего главного конкурента — «ВКонтакте», видимо, вы допускаете возможность того, что видео и аудио они посмотрят там, а к вам придут общаться с друзьями из Лондона, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорка.
— Мы надеемся, что люди придут общаться с друзьями не только из Лондона, но и из Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска.
— При отсутствии друзей за пределами России «ВКонтакте» полностью удовлетворяет потребности российского пользователя?
— Я не соглашусь. Мне кажется, Facebook в этом смысле отлично работает в поле агрегации новостного контента и контента друзей и создает определенное пространство. Facebook интересно читать, и это отличное конкурентное преимущество, которое отмечают многие пользователи.
— Ты упомянула о простоте пользования, в то время как в вопросах к нашей программе не раз встречались местами гневные выражения о том, что у вас запутанный интерфейс, в котором тяжко разобраться. Как вы обычно отвечаете на такие высказывания?
— Facebook должен меняться быстрее своих пользователей. Он должен предоставлять им новые возможности быстрее, чем человек подумает об этом, чем он увидит это на другом сайте и начнет этим пользоваться. Одна из причин успеха Facebook состоит в том, что мы постоянно меняемся, мы пересоздаем свой сервис с самого начала. Если посмотреть на Россию, то пользователи в России пришли в Facebook позже, это произошло год-два-три назад. Тот интерфейс, который их встретил, не всегда понятен для них, не всегда прост. При этом мы работаем над тем, чтобы сделать его простым и понятным для русских пользователей, мы пытаемся учитывать их требования, но нельзя забывать о том, что Facebook всегда будет глобальным сервисом, мы можем делать изменения в каких-то рамках.
— Во многом Facebook получил огромный толчок, начал расти при появлении там возможности добавлять приложения различными пользователями, не имеющими отношения непосредственно к Facebook. Это общеизвестно. Какова на сегодня роль приложений в Facebook?
— В целом возможность создавать сторонние приложения в Facebook — это, безусловно, один из решающих моментов, который определил успех Facebook. Создание открытой платформы, создание API — это важнейший шаг в истории Facebook, важнейший шаг в истории всей индустрии. Если бы Facebook этого не сделал, то не появились бы социальные игры, куча других интересных проектов, других интересных и успешных бизнесов. Было интересное исследование, которое говорит о том, что у Facebook есть своя огромная экономика, которая поддерживает и кормит большое количество людей по всему миру. Это разработчики, которые делают что-либо в Facebook.
— Есть компании с десятками и сотнями миллионов оборота, даже миллиардами есть.
— Это очень интересно. Когда Sheryl Sandberg выступала на конференции DLD в Германии, она приводила очень интересные цифры о том, что на самом деле Facebook помогает всей мировой экономике, европейской экономике в частности. Огромное количество людей в той же Германии сейчас создает успешные игры и другие приложения на платформе Facebook, и это является для них вполне понятным источником дохода. Платформа — это одна из важнейших частей в нашем продукте, есть специальная команда, которая занимается ей. Если посмотреть на то, что анонсирует Facebook каждый год на своей конференции F8, то мы всегда анонсируем изменения в платформе. Для нас платформа — это самая важная часть, которую мы активно развиваем.
— Платформа — это открытое программное поле, которое позволяет внешним разработчикам писать свои программы, использующие данные Facebook и встраивать свои данные в Facebook. В связи с этим можно перейти к разговору о Facebook Developer World Hac. Что это такое?
— Facebook Developer World Hack — это очень интересное мероприятие, мы сделали его так, чтобы оно отражало наши ценности. По-русски это звучит немного странно, к сожалению, но Facebook активно работает над созданием своей собственной культуры, культуры хакеров. Хакер — это не кто-то злой и плохой, кто хочет украсть ваш пароль или взломать вашу электронную почту, это человек, который может решить сложную проблему интересным и необычным способом. Это мероприятие будет разбито на 2 части. В первой части наши разработчики расскажут о платформе, о том, как она работает, о новостях. По времени это займет буквально 2-3 часа. В течение остальных порядка 6-7 часов участники смогут разбиться на команды или самостоятельно смогут создать приложение на платформе или его прототип, по завершении сессии программирования, когда люди будут создавать что-то, 3-4 судьи будут оценивать представленные прототипы или приложения, они выберут лучшие, и мы будем раздавать призы. Это своего рода соревнование для настоящих хакеров.
— Лучшие получат предложение о работе?
— Нет. Мы из всех команд, которые выиграют в европейских хаках, выберем одну или две и отправим их в офис в Сан-Франциско. У нас нет задачи набрать новых программистов, наша задача — создать новые и интересные приложения на платформе. Как я уже сказала, платформа для Facebook — это стратегически важная вещь. Facebook не может создать все сам, мы не можем создать новые игры, разработать новые сервисы, но мы хотим, чтобы разработчики использовали нас как базу и площадку для создания сервисов, что приводит к тому, что пользователям Facebook становится гораздо интереснее.
— Почему это проводится в Москве?
— Мы регулярно проводим такие мероприятия. World Hack — это первая большая серия мероприятий, которая проходит по всему миру (в Бразилии, Индии, Японии, Корее, России, Берлине, Барселоне, Лондоне). Это целый ряд event’ов, которые объединены этой темой.
— Какого числа это состоится?
— 1 октября. Можно регистрироваться, у нас сейчас очень длинный лист ожидания, но мы все равно всех приглашаем на регистрацию. Прежде всего это мероприятие для разработчиков, а не для менеджеров проектов, менеджеров по рекламе или маркетингу. Мы стараемся их отсеивать и сделать так, чтобы к нам пришли только разработчики, только те люди, которые в действительности могут что-то создать.
— Хорошо. Давай будем закругляться. Какими сегодня являются приоритеты Facebook с точки зрения развития? Как ставят задачи региональным менеджерам? Как выглядят стратегические планы Марка Цукерберга и компании на ближайшие 2-3 года?
— Важнейшим стратегическим направлением для Facebook является мобильное направление. Уже сейчас мы видим, что большое количество пользователей Facebook во всем мире переключается на мобильные. Более того, есть рынки, например Африка, где пользователи впервые выходят в интернет со своего мобильного телефона, у них нет компьютеров. Мы работаем над тем, чтобы их опыт использования Facebook на мобильном телефоне был правильным. Facebook был первым основным сервисом, с которым пользователи начинали работать, когда они выходили в интернет с мобильного. Мобильное направление — это самое важное для нас сейчас, оно охватывает весь спектр существующих мобильных телефонов. Если мы говорим о таких рынках, как Европа, Америка, то мы говорим прежде всего о пользователях смартфонов.
— Как ты считаешь, станут ли социальные сети в целом крупнейшими кластерами, вокруг которых в дальнейшем будут концентрироваться пользователи? Была эпоха порталов, потом была эпоха поисковых систем. Становится ли сегодня точкой входа социальная сеть? Будут ли они потом спрутами, охватившими все сегменты виртуальной жизни пользователя?
— Facebook не стремится замкнуть на себе интернет. Наша задача — это, скорее, быть точкой агрегации, точкой раздачи трафика для всего остального интернета. Мы оцениваем эффективность фильтрации ленты новостей для каждого конкретного пользователя по тому, на сколько ссылок внутри ленты новостей человек кликнул, и сколько раз он перешел из ленты новостей. Это говорит нам о том, что пользователю интересно читать, переходить, смотреть, что публикуют его друзья. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что мы рассматриваем себя как некую социальную прослойку для всего интернета. Платформа Facebook позволяет сторонним сайтам интегрировать социальную составляющую, сделать так, чтобы, когда вы заходите на Афишу или Звук.ру, проигрывалась музыка, которая нравится вашим друзьям, либо вы видели статьи, которые понравились вашим друзьям. Facebook является основным поставщиком механизма социальной фильтрации для всего интернета, и я уверена, что это будет продолжаться, потому что это нравится и пользователям, и партнерам, то есть тем сайтам, которые интегрируют эту платформу.