Эта осень стала неудачным временем для Apple. Компания, которая в середине сентября стоила больше $660 млрд и за два месяца вывела на рынок новый iPhone 5 и iPad Mini, потеряла за это же время около 23%, почти четверть цены. Вчера, 12 ноября, капитализация Apple при закрытии Nasdaq составила $510,64 млрд. Что дальше? Рассуждает Мартин Соснофф, создатель и руководитель фонда Atalanta Sosnoff, управляющего активами на $7 млрд.
Меньше чем за два месяца эйфория вокруг Apple рассыпалась в пыль. Думаю, мы на полпути вниз – продавать уже поздно, но и охотиться за акциями время еще не пришло. Как оценить происходящее? Проблема с Apple в том, что не видно «естественного дна» для котировок. Ты не можешь, например, исходить из объема материальных активов на акцию. В секторах, подверженных циклам, — производство стали, добыча угля, меди, нефти — можно попробовать рассчитать цену, ориентируясь на данные о полном цикле. С Apple ты находишься на неизведанной территории. Если у них кончится запас новых игрушек, которые можно показать рынку, никакого серьезного восстановления котировок быть не может. Когда IBM в 1960-х поставила все на «универсальные компьютеры» 360-го семейства, перед ними были открыты все пути, конкуренты были очевидно недоразвиты и не могли их догнать. Конкуренты же Apple хорошо готовы к борьбе и уверенно стучат в дверь.
Если же говорить об ощущениях, то я бы продал Apple ровно в тот момент, когда они обнародовали свой недокрученный картографический сервис (одновременно с презентацией iPhone 5. — Forbes). Это, как видно в ретроспективе, было очень мощным индикатором того, что менеджмент Apple потерял силу и, так сказать, обаяние. Акции падали, я заставлял себя осуществлять некоторые технические действия, чтобы хеджировать риски этого снижения, но не получал морального удовлетворения. Просто ты делаешь то, что должен, чтобы обеспечить «выживание» инвестиций.
Поймите меня правильно, я не собираюсь отказываться от каких-то ценных бумаг, если их цена демонстрирует разочарование инвесторов, но это разочарование временное, не долгосрочное. Примеры — IBM, McDonald’s, Express Scripts, Walt Disney, General Electric. Что же касается Apple, то зачем размышлять о снижении ее нормы прибыли в ближайшие годы, прикидывать долю компании на рынке смартфонов, планшетов, «мини-планшетов»? Лучшее лекарство от изжоги, которую вызывает Apple, — это компания Qualcomm, которая поставляет комплектующие практически для всех производителей такой техники. Она тратит на R&D очень много, 18% оборота. И тут уже единственное, что меня может волновать, — это скоро ли на рынке смартфонов наступит насыщение. А поскольку это случится, на мой взгляд, лишь в 2015-2016 годах, принимать во внимание этот фактор еще рано. Qualcomm, кстати, после объявления хороших квартальных результатов выросла за сутки на 6% (рост ограничивало довольно высокое отношение P/E).
В середине сентября консенсус-прогноз аналитиков по Apple был определенно «бычий»: целевая цена на ближайшие 12 месяцев составляла $850, причем некоторые аналитики говорили даже о $1000 за акцию. Надежды, что Apple станет первой «компанией-триллионником», сегодня кажутся просто наивными.Такие прогнозы едва ли появились бы при Джобсе. Сознательно или нет, Стив Джобс правильно руководил ожиданиями Wall Street. В своих отчетах Apple скорее преуменьшала перспективы, ее настроения выглядели почти «медвежьими». И это удерживало аналитиков от чересчур смелых прогнозов. Джобс чувствовал, что нельзя разочаровывать Wall Street, давать аналитикам повод для смелых прогнозов. При нем Apple никогда не торговалась выше 12 годовых прибылей.
Рынок правильно делает, что не впечатляется и денежными запасами Apple, которые приближаются к $150 на акцию. Большая часть этих денег находится за пределами США и подлежит налогообложению. Я предполагаю, что у компании будут какие-то нишевые приобретения в разных областях, но никакой судьбоносной возможности использования средств на горизонте не видно. Зато такие возможности есть у других компаний. Так, Microsoft инвестирует $600 млн в миноритарный пакет подразделения Nook компании Barnes & Nobles, производящего читалки. А Amazon твердо решила убрать из бизнеса книгоиздателей и задавить «физических» продавцов книг — и пока у нее это неплохо получается.
Сейчас некоторые аналитики предполагают, что за пару лет все придет к тому, что цена акций Apple вообще окажется на уровне $200. Но к таким совсем уж медвежьим высказываниям тоже надо относиться скептически. Прошли старые добрые времена, когда все решал один продукт, а Polaroid, Xerox, Eastman Kodak, IBM торговались с соотношением P/E на уровне от 20 до 40. Apple — это не Polaroid. Развитие технологий ни обходит ее стороной. Она по-прежнему лидер в сфере смартфонов и планшетов — просто у конкурентов большие возможности, и они все лучше играют в игру под названием «сделаем не хуже и очень быстро».