В прошедшие выходные Nintendo запустила в США свою новую консоль, анонсированную больше года назад. В Европе Wii U появится в конце ноября по цене €329 и станет первым игровым устройством восьмого поколения (к седьмому относят нынешние XBox 360 от Microsoft, Sony PlayStation 3 и обособленную от них Wii). Новое устройство заранее считается странным в плохом смысле этого слова: вместо привычного геймпада или гениального Wii Remote управлять консолью по умолчанию придется с помощью нового контроллера, напоминающего самостоятельную консоль с тачскрином.
Wii U GamePad, а именно так зовется контроллер, не так уж страшен. Он имеет камеру и не только умеет отслеживать движения, но и вполне позволяет использовать консоль без телевизора. Впрочем, это зависит от самих игр: стартовая линейка Wii U (более 20 игр, включая совсем новые Call of Duty: Black Ops II и Assassin's Creed III), по первым отзывам, не всегда хорошо адаптирована для полноценной игры на шестидюймовом экране. Зато контроллер отлично подойдет для отображения дополнительной информации — и если вам все равно не нравится, то всегда можно дополнительно приобрести геймпад, похожий на модель XBox 360.
Однако «странность» новой консоли Nintendo заключается не в устройствах управления, а в том, что она не выглядит новой. Wii U наконец-то поддерживает HD-разрешения, а внутри у нее 2 Гб оперативной памяти (для игр предназначена только половина), новый многоядерный процессор от IBM, графический чип от AMD и 8 гигабайт для хранения данных. Nintendo скрывает детали, но такое железо вряд ли поразит воображение, и его с большой натяжкой можно отнести к революционному (а разрешение тачпада 854x480 пикселей так и вовсе кажется устаревшим). Скорее, Wii U — это сильно запоздавшая работа над ошибками.
В 2006-м году, выпуская Wii, Nintendo заведомо ушла от конкуренции с другими консолями. XBox 360 вышел намного раньше конкурентов и делал упор на новой графике и социальных возможностях. Создатели PlayStation 3 делали упор на том, насколько мощный процессор Cell установлен в консоли — еще мощнее, чем начинка устройства Microsoft. Wii не поддерживала HD-разрешения, зато обладала необычным управлением, а свою слабость скрывала направленностью на обычных людей, которые не очень много играют в игры (отсюда и приложенная к консоли Wii Sports — набор спортивных мини-игр).
К 2012-му году Wii продалась тиражом 97 млн (XBox 360 и PS3 — около 70 млн каждая, с небольшим преимуществом первой), но это вряд ли победа: консоль массово продавалась в 2007-2010 годах, а в последние два года продажи сильно упали. В то же время конкуренты, которые обзавелись расширенным управлением (Kinect и PlayStation Move), продолжают стабильно продаваться, несмотря на дряхлость начинки и скорое ожидание гипотетических XBox 720 и PlayStation 4. Сильное техническое отставание Wii повлекло за собой и моральное устаревание консоли — Wii U пытается исправить это с опозданием на пару лет, и выглядит не восьмым поколением устройств, а седьмым с половиной.
Понимание роли консолей с 2006-го года изменилось. Восьмиядерный процессор Cell, на который делала ставку Sony в своей рекламе, оказался трудным для программирования, а идеи Microsoft, наоборот, вышли на передний план: с помощью современной консоли должно быть удобно и общаться, и играть с друзьями, и, например, смотреть сериалы в высоком разрешении (в числе прочего высокие продажи PS3 определил плеер Blu-ray дисков, но с развитием стриминга это стало неактуально). В то же время изменился сам феномен игр: от эксклюзивов, выходящих только на одной платформе, индустрия перешла к массовому производству крупных мультиплатформенных серий, которые сглаживают технические различия между устройствами, лишь бы их мощности были сопоставимы.
Консервативная Nintendo слишком поздно уловила эти тренды, делая ставку на закрытость платформы и собственные игровые серии, разрабатываемые в глубинах компании. В Wii U есть и социальные элементы, и необходимая поддержка HD, но в соревновании с действительно мощными новыми консолями она обречена на поражение. В конце концов у Microsoft есть технология Smart Glass, превращающая любой планшет в аналог Wii U GamePad. Недостаточно быть непохожим на других — надо быть еще как минимум не хуже.