Анна Чащина -- финалист конкурса Forbes «Школа молодого миллиардера», сооснователь сервиса Witget
Я всегда была пробивной. В садике муштровала мальчишек — единственная умела говорить в полтора года и раздавала приказы, а они не могли возразить. Заявила родителям, что хочу перейти из простой школы в лицей при университете. Летом подрабатывала – мыла полы, набирала тексты для местного архива. В 16 лет уехала из Петрозаводска в Москву поступать в университет, хотя в столице у меня не было ни друзей, ни родственников.
В 19 лет я вышла замуж за студента МГИМО. В один прекрасный день супруга выгнали из вуза. Встал вопрос, где жить. Искать квартиру он отказался, и я делала это сама. Муж работать не пошел, заявив, что он социопат, а я стала работать официанткой. Кормил завтраками и заверял, что пишет статьи для крупных изданий, но заработал лишь пару тысяч в месяц. Были моменты, когда мы подбирали на улице и ели выброшенные продукты. В один прекрасный день он украл у меня последние деньги и ноутбук, и я не пустила его на порог.
И я решила: хватит зависеть от мужчин и их комплексов!
Учась в РГГУ, я пристрастилась к журналистике и контент-маркетингу. Однажды, листая издание, для которого я писала, наткнулась на материал коллеги, который оказался плагиатом. При этом в коллективе его явно «берегли»: сложные задания и выездные интервью доставались мне, а он сидел в офисе и уходил в 18:30. Я рассказала о плагиате редактору, которая, не дослушав, сказала: «В коллективе он единственный мальчик. Шеф не хочет остаться один в женском коллективе, так что придется нам вкалывать вдвойне». Я поняла, что простыми методами дорогу к славе мне не проложить, поэтому изо дня в день выдавала шедевральные материалы и интервью. Вскоре к начальнику пришло письмо от шеф-редактора издания, статью из которого и переписал наш коллега. В нем был ультиматум: или идет опровержение, или они подают в суд. Мы, естественно, выполнили их условия. Начальник в порыве гнева уволил провинившегося, а мне дали его «епархию». Так сама жизнь расставила все по местам. Хотя я через несколько месяцев получила хорошее предложение и без раздумий ушла, понимая, что меня тут едва ли ценят и ценности начальника весьма сомнительные.
С моим партнером по стартапу Witget Вячеславом Давиденко я познакомилась, когда устроилась ивент-менеджером в принадлежащую ему компанию MBA Consult. Давиденко был ко мне строг, убедить его в чем-то, продавить свою идею было крайне сложно. Переломным моментом в наших отношениях стало очередное мероприятие, когда он отказался финансировать мою «дорогостоящую» идею и ни на какие уговоры не поддавался. Я решила доказать, что выросла из коротких штанишек, и стала думать, как обойтись без денег. В итоге пригласила выпускников бизнес-школ, которые стали успешными предпринимателями — основателей WikiMart, «Манн, Иванов и Фербер», Travelata, Les Bottillions, TravelMenu, Boombate. Мероприятие я разделила на две части — выставку школ и мастер-классы. Некоторые школы купили место на выставке, а некоторые купили инфопакет и возможность попасть в рассылку. Вход для гостей сделала платным. Без «факапов» не обошлось: гардероб был рассчитан на 50 человек, а пришло 150. Пришлось делать импровизированные вешалки из торшеров. В итоге мы заработали на этом мероприятии. Событие попало в прессу. Вячеслав Давиденко сказал: «Аня, признаю, вы были правы. Теперь могу смело доверить вам любое ответственное дело». Так мы стали партнерами.
Однажды мы с Давиденко отправились на переговоры с подрядчиком. Наш визави приехал из другой страны, поэтому было решено совместить экскурсию по столице и общение. Через несколько минут после встречи гость подозвал Вячеслава и что-то ему шепнул на ухо. Я не придала этому значения и пошла чуть вперед, чтобы не мешать. Меня нагнал Вячеслав и попросил удалиться со встречи, причем немедленно. Что случилось? Коллега обещал объяснить потом.
Оказалось, гостю было тяжело общаться со мной потому, что я на каблуках выше ростом, чем он. Каблуки я ношу по-прежнему, но теперь перед встречей стараюсь изучить деловой этикет страны, откуда прибывает наш гость.
Сейчас довольно большой пласт моей работы — это HR. Я провожу собеседования с людьми и для Witget, и для MBA Consult. Часто, когда на собеседование приходят мужчины — веб-мастера, специалисты технической поддержки, — они видят меня, с виду хрупкую и молоденькую, и на лицах отражается скепсис — как девчонка может решить, компетентны они или нет? Часто я слышу вопрос: «Вы стажер отдела персонала?» Я избрала такую стратегию: на собеседованиях предельно строга и скупа на слова, задаю много вопросов по терминологии и методологии, по инструментам, которыми пользуются, тенденциях в этой сфере. Когда они видят, что я разбираюсь в теме, предубеждение исчезает. Я не привыкла говорить: «Спасибо. Мы позвоним позже». Если человек не подходит по опыту, жизненным целям и ожиданиям по зарплате, я честно об этом говорю в конце встречи. Я не боюсь показаться плохой.
По поведению мужчины на собеседовании я сразу вижу, будет ли он отвлекаться от дел в процессе работы. Если он опускает глаза и воспринимает меня как девушку, а не потенциального начальника или коллегу, то я понимаю, что вряд ли стоит брать его в нашу преимущественно женскую команду. Моя практика показывает, что проще работать с семейными мужчинами. Они больше заняты карьерой, чем сердечными делами.
С определенными сложностями я столкнулась и в отношениях с подчиненными мужчинами. Кричать на сотрудника, даже если он допустил грубую ошибку, не в моих правилах. Если в самом начале работы человек проявляет халатность - опаздывает на полчаса в первый день и не извиняется, — я с ним прощаюсь без раздумий и разговоров о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Женщине-предпринимателю нужен не менее сильный, а главное, понимающий мужчина, который поддержит, а не будет упрекать за встречи с партнерами по выходным или проверку почты каждые полчаса.
Нужно любить и уважать себя. Тогда и мужчины нас тоже будут уважать и воспринимать как равных.