«Если что-то очень захотеть, желание сбудется», — уверен предприниматель, венчурный инвестор и основатель сайта желаний myWishBoard.com Александр Бородич. Программист из МИЭМ, выучившийся в Высшей школе экономики на маркетолога, а затем получивший диплом Executive MBA Стокгольмской школы экономики, уже больше 10 лет вынашивает идею бизнеса на списках желаний, или, по-западному, вишлистах (wish list).
Прототип вишлиста когда-то писали дети на Рождество Санта-Клаусу, а родители помогали их просьбам сбываться. Сейчас списки желаний — чтобы не забыть или чтобы друзья и родные знали, что подарить, — популярны во всем мире, их составляют ко дню рождения, свадьбе, Новому году... С развитием интернета стартаперы не раз пытались на основе вишлистов создать коммерческие проекты, однако, как правило, расчеты на монетизацию оказывались слишком оптимистичными.
Бородич считает, что сейчас «рынок готов». Сервис myWishBoard.com, запущенный в июле этого года, предлагает пользователю простую регистрацию с помощью уже существующего аккаунта в одной из популярных социальных сетей. Дальше нужно написать желание, опубликовав фото или ссылку на желаемый товар или услугу. Пост сразу появляется как на сайте, так и в соцсетях, куда транслируется контент myWishBoard.com, а дальше дело за друзьями, которые могут собрать деньги, оплатить покупку в интернет-магазине или сделать подарок как-нибудь по-другому.
За пять месяцев на сайте myWishBoard сформировано 460 000 желаний, из них 21 000 исполнены — на общую сумму 84 млн рублей.
У сайта 108 000 посетителей в месяц и 50 000 зарегистрированных пользователей.
Бородич указывает, что пользователям необязательно придумывать желание ради немедленного исполнения. «Их можно архивировать, расставлять приоритеты», — поясняет он.
Партнером Бородича и руководителем проекта стал Дмитрий Амроян, уроженец Тольятти, окончивший МГТУ «Станкин». Основатели проекта познакомились, когда Амроян пришел устраиваться на работу в компанию-разработчик ПО Acronis, в которой Бородич руководил службой маркетинга. Коллеги сразу нашли общие интересы: оба в разное время создавали вишлисты. «Я писал их для себя, но практического применения не находил», — вспоминает Амроян. А Бородич пытался формировать списки желаний в «Живом журнале» еще в 2001 году, однако ни один из его проектов не стал популярным. Первую версию своего сайта желаний партнеры написали в 2007 году, но и эта попытка успехом не увенчалась.
Осенью 2009 года Бородич возглавил дирекцию Mail.ru по маркетингу, но весной 2010 года решил уйти в «свободное плавание». В январе 2013 года он основал FutureLabs, «лабораторию стартапов на мобильной основе», объединившую 12 проектов. Основным инвестором Labs выступил фонд IMI.VC, созданный известным интернет-предпринимателем Игорем Мацанюком.
Компанию myWishBoard (не входит в Labs) Бородич и Амроян зарегистрировали в 2012 году на BVI, а сейчас создают юридическое лицо в России. По 40% в офшоре принадлежит основателям, 20% — венчурному фонду «Лайф.Среда», инвестировавшему в проект $730 000 сразу после старта. Этот фонд специализируется на инвестировании финансовых мобильных стартапов, рассчитанных в основном на зарубежные рынки. До этого, по словам Амрояна, партнеры тратили собственные накопления, главным образом на зарплату пяти сотрудникам.
Протестировать myWishBoard Бородич решил на себе: он написал, что хочет заказать создание приложения для того, чтобы люди могли звонить друг другу через Facebook или LinkedIn, не зная телефона. За две недели его друзья в Facebook «накидали» 400 000 рублей, и приложение уже пару месяцев доступно пользователям Android. У других пользователей желания попроще. Самые популярные — приобретение косметических средств, гаджетов, одежды и аксессуаров. Реже встречаются желания найти деньги на учебу или путешествия.
Как сайт зарабатывает? Ссылка на красивую сумку или платье автоматически привязывает выбранный объект к интернет-магазину, где он может продаваться.
Если кто-то готов оплатить покупку, сайт зарабатывает на комиссии с продающего магазина.
Партнером myWishBoard выступает «Сотмаркет», ведутся переговоры с китайским аналогом Amazon.com, сайтом Aliexpress. Кроме того, myWishBoard зарабатывает 0,4% с каждого денежного перевода (их проводит QIWI, забирающая себе около 10%). В октябре через сервис прошло покупок на 1 млн рублей. По подсчетам Бородича, чтобы выйти в плюс, проекту нужно увеличить поток покупок в 100 раз.
Станет ли проект успешным? Зарубежные аналоги (Wanelo.com, Wish.com, Fancy.com) бурно развиваются. У Wish.com уже 12 млн пользователей, у Wanelo.com — 10 млн. Fancy.com в мае 2013 года был оценен инвесторами в $600 млн при 7 млн зарегистрированных пользователей и 12 млн посетителей в месяц.
В России интерес к вишлистам проснулся в этом году.
Владельцы краудфандингового ресурса Boomstarter.ru, созданного для сбора денег на креативные проекты, добавили раздел «gifts» для сбора денег на реализацию желаний. В конце августа запустился проект Wishkey.ru, финансируемый IT-компанией Softkey. Гендиректор Softkey и Wishkey.ru Феликс Мучник говорит, что сотрудники Softkey тестируют и совершенствуют проект. «Идее семь лет, но нам некуда торопиться: у нас не стартап с инвесторами», — говорит Мучник. У Wishkey.ru 1000 пользователей, которые могут опубликовать желание только для сбора денег (через Yandex.Деньги) без возможности архивировать списки. Один из первых российских сайтов подобного рода, Mywishlist.ru (он позволяет только формировать список желаний и не соединен с платежными системами и магазинами), сейчас, по словам его сооснователя Кирилла Вечере, готовится к перезапуску.
«Кто быстро наберет партнерскую сеть [магазинов], нагонит базу [пользователей] и сможет лучше всего заработать на посредничестве, тот и полетит», — комментирует старший менеджер по инвестициям венчурного фонда LETA Capital Сергей Топоров. А по мнению основателя инкубатора стартапов «Главстарт» Аркадия Морейниса, для таких проектов нужно не менее 10 млн пользователей, при этом окупаемость, измеряемая десятками лет, ставит под сомнение эффективность стартапов.
Основатели myWishBoard надеются на лучшее.
Полученные от «Лайф.Среда» инвестиции Бородич планирует потратить на разработку мобильных приложений и маркетинг. «Для удобства пользователей с 2014 года планируется выпуск 1 млн виртуальных банковских карт», — добавляет Амроян. В перспективе предприниматели рассматривают выход на рынок стран Латинской Америки, куда еще не дошли сервисы из США.