В 2008 году Manchester United выиграл в Москве у Chelsea. Питерский предприниматель Роман Каркачев, компания которого «Каролина ТрансАрт» выпускает матрешек, радовался не меньше болельщиков «Красных дьяволов». Но не оттого, что он их фанат. Работающее с командой PR-агентство из США, которое за несколько месяцев до московского матча начало вести с ним переговоры о партии матрешек с лицами футболистов, позвонило среди ночи: нельзя ли уже к утру получить фотографии матрешек для публикации в газетах. «Мы за несколько часов сделали компьютерную 3D-модель, им понравилось. В результате получили хороший заказ», — говорит Каркачев. Вот только пошло ли фото в газеты, он не знает. Microsoft
Почему американцы обратились именно к нему? Во-первых, он единственный, кто может быстро делать крупные партии матрешек с рисунками для конкретного заказчика. Например, фирменные магазины Nike за пределами России сейчас украшают матрешки с лицами известных сноубордистов (c Nike компания работает уже пятый год, каждый год рисунки на матрешках разные).
Во-вторых, с ним легко работать иностранным заказчикам — в США продвижением и продажами продукции «Каролины» занимается местная фирма Golden Cockerel («Золотой петушок»). Фактически «Каролина» работает только на западный рынок. Около 30% продаж обеспечивает Amazon.com, все остальное расходится через мелкооптовый магазин GC и сайт, разработанный Каркачевым.
Golden Cockerel принадлежит давнему другу Каркачева Уолтону Конуэю, в ней работают четыре человека, годовая выручка — $700 000. У производственной «Каролины», где 17 сотрудников, выручка меньше — около $300 000. Но для российского рынка традиционных промыслов, который с 1990 года упал в 15 раз, и эти финансовые показатели блестящие.
Бизнес-модель — работать на экспорт — появилась еще в 1991 году, когда Конуэй, обладатель степени бакалавра английского языка и литературы Университета Северной Каролины, приехал в Санкт-Петербург преподавать английский, подружился с Каркачевым, инженером-физиком. Каркачев был одним из первых его учеников. Однажды Уолтон показал Каркачеву вырезку из американского сувенирного каталога — расписную матрешку там предлагали за $90. Роман Каркачев в своем кооперативе столько зарабатывал за месяц. Друзья вложили $200 в покупку партии матрешек, а мать Конуэя продала их в США в пять раз дороже. Весь навар ушел на покупку следующей партии.
В 1992 году Конуэй вернулся на родину и сам занялся сбытом. Через год приятели зарегистрировали фирмы в своих юрисдикциях и договорились, что оба имеют право на половину бизнеса другого. Сайт появился в 1996 году. Каркачев тогда закупал матрешек в Сергиевом Посаде, где их начали расписывать работники простаивавших предприятий.
Переломным для бизнеса стал 2000 год. Американская дистрибьюторская фирма USA Films обратилась к Конуэю с вопросом, может ли он за четыре месяца поставить 40 000 матрешек с лицами актеров для рекламной кампании DVD фильма «Быть Джоном Малковичем». «Заказ я принял, — вспоминает Конуэй, — но, положив трубку, рассмеялся: такого количества не сделал бы никто. Кроме Романа, который не спал неделю, пока не придумал технологию». Каркачев наладил поточное производство матрешек с использованием тампонной печати.
В 2007 году, когда Coca-Cola решила сделать сувенирные банки-матрешки для пекинской Олимпиады, настала очередь следующего технологического прорыва: «Каролина» закупила полиграфическое оборудование японской Roland DG, которое позволяет делать деколь — переводные картинки по авторским эскизам на специальной пленке. В итоге матрешки «Каролины» выглядят так, будто расписаны вручную, но стоят на 30% дешевле. «Во всем мире ценятся вещи ручной работы, и неважно, как их производят, если они создают впечатление hand-made», — объясняет Наталья Аншина, председатель совета директоров группы «Круг», одного из лидеров российского рынка сувенирной продукции.
Деревянные заготовки Каркачев закупает в нижегородском селе Полховский Майдан. Штатный мастер деревообработки зачищает каждую часть, проверяет, сходятся ли половинки. Затем их грунтуют, красят. После чего художники аккуратно наносят на них «переводки». Эта технология позволяет быстро производить большие партии. Так, например, 1000 матрешек с портретным изображением ведущих телепрограмм Discovery Channel «Каролина» смогла сделать за 20 дней.
Единственный недостаток работы на экспорт — постоянно меняющиеся в сторону усложнения правила на таможне. Когда в 2003 году неожиданно обязали декларировать бижутерию на специальной акцизной таможне наравне с драгоценностями, «Каролине» пришлось отказаться от производства деревянных брошек. Весь 2009 год Каркачев доказывал таможенникам, что вывозит из страны сувениры, а не лес-кругляк, номер таможенного кода которого начинается с тех же цифр. Доказать-то доказал, но пометка в деле осталась — еще полтора года всякий раз, как «Каролина» декларировала товар, компьютер подсказывал инспектору провести полный досмотр. Чем сложнее декларирование, тем больше приходится платить брокеру.
Несколько месяцев назад постановлением правительства были введены новые сборы за таможенное оформление: отправляя в одной партии несколько разных товаров, за каждую категорию нужно платить отдельный сбор, как минимум 2000 рублей. Мелкими партиями товар Каркачев больше не отправляет — вкладывать в упаковку с матрешками 50 деревянных елочных украшений, например, стало невыгодно, поскольку их цена увеличивается на 24%. Меняются правила — предприниматель, как и большинство владельцев бизнеса в России, приспосабливается.
Вы все еще думаете, что матрешки — несерьезный бизнес? В 2008 году начался кризис, Америке стало не до сувениров. Продажи начали падать, у Конуэя опустились было руки. Взбодрил его разговор с водителем компании UPS, который забирает с его склада матрешек для рассылки по всему миру. «Вы единственные, кто на моем маршруте остался в бизнесе», — сообщил тот. Докризисный объем продаж уже восстановился.
Читайте также интервью с Уолтоном Конуэем — американским партнером Романа Каркачева «Между московским матрешечным базаром и американским рынком — пропасть»