К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На раздаче: где берут деньги микрофинансовые организации

фото Коммерсантъ
фото Коммерсантъ
Выдача микрозаймов — самый быстрорастущий сектор финансовых услуг. За счет чего?

Принято считать, что микрофинансы в России оформились как рынок в 2011 году. За прошедшие три года число игроков на этом рынке выросло в геометрической прогрессии, — по разным данным, сейчас их более тысячи. В среднем за квартал появляется от 5 до 50 новых сервисов микрозаймов. Правда, половина закрывается в течение года, не пройдя «долину смерти», то есть не выйдя на окупаемость. На сегодняшний день это самый быстрорастущий сегмент финансовых рынков в России.

По данным «Секвойя кредит консолидейшн», сам объем рынка МФО в 2013 году вырос на 77% до 85 млрд рублей, а в 2014 увеличится еще на 22%.

На рынок выходили как частные инвесторы, так и инвестиционные фонды. Так, мы с Грегори Беренштейном, основатели интернет-провайдера NetByNet, инвестировали в 2012 году через фонд ZOOM более $18 млн в центры выдачи микрозаймов «Viva-Деньги» и получили контроль над этим бизнесом, посчитав новый сектор финансовых услуг интересным вложением.

 

Дикий рынок

По сути, российский рынок МФО до инициатив ЦБ, появившихся в конце 2013 года, оставался диким рынком, у которого не было четкого механизма регулирования, но при этом сложилось несколько моделей работы, исходя из потребностей населения: это деньги до зарплаты (PDL, короткие займы с быстрой оборачиваемостью) и длинные деньги (Installments), больше половины из которых берут взаймы именно в удаленных малонаселенных городах или селах те, кто по какой-то причине не обращается в банки либо уже получил там отказ.

Единых стандартов предоставления потребительских займов не было, у каждой компании были свои правила по начислению процентов, досрочным погашениям, расчету пеней за просрочки и т. д. Попытка ЦБ навести порядок на рынке через новый ФЗ «О потребительском займе» должна привести к тому, что потребители смогут лучше разбираться в условиях предоставления займов и сравнивать условия разных компаний между собой, что из-за невысокой финансовой грамотности населения до вступления в силу этого закона (1 июля 2014 года) было сложно.

 

quote_block node/248227

«Viva-Деньги» на 80-85% работает на рынке Installments, т. е. в основном выдает более крупные (до 80 000 рублей) и длинные (до года) займы. Но значительный рост новых игроков в последние годы отмечался именно в нише коротких займов «до зарплаты», поскольку PDL-модель несложно реализовать многочисленным региональным предпринимателям. Сравнительно высокий доход (средний процент займа в PDL — 2-3% в сутки), быстрый оборот средств и ненасыщенный спрос позволили выстроить сети офисов по всей стране. Эти компании, как правило, не использовали сложные системы оценки рисков, их основная работа строилась на увеличении числа новых клиентов и выявлении откровенных мошенников.


В последнее время ситуация сильно изменилась как из-за жесткой конкуренции за лучшие места для офисов, сотрудников и пр., так и из-за закредитованности населения и роста просрочки. PDL-компании находятся под прессом конкуренции, ведь игроков еще много и барьеры на вход пока минимальные. Компании же сегмента Installments решают проблему отбора заемщиков и качества своего портфеля.


Источники фондирования


Но и тем и другим для дальнейшего роста необходимо фондирование. Одним нужно постоянно открывать новые офисы, другим — увеличивать портфель, т. к. их клиенты берут более длинные займы.


В России сейчас доступно всего несколько способов дополнительного фондирования МФО:


1) привлечение денег от населения


В России законодательно ограничен порог приема вкладов от населения — от 1,5 млн рублей, поэтому этот источник фондирования не играет такой заметной роли. Порог входа в 1,5 млн рублей отсекает неквалифицированных инвесторов, которые не могут грамотно оценить риски. Что касается нашей компании, мы принимаем такие вложения от населения от $1 млн, но их совокупный объем на данный момент не превышает 10% от нашего капитала. Средняя сумма вклада от частного лица — порядка $1 млн. Ставки размещения по таким вкладам значительно выше банковских — примерно в 2 раза. При этом на рынке МФО не работает система страхования вкладов от АСВ.


Неизвестный объект2) облигационные займы


Один из лидеров российских МФО — «Домашние деньги» — в 2013 году использовала этот инструмент и разместила облигационный заем на сумму 1 млрд рублей.


Однако, на наш взгляд, этот механизм фондирования пока доступен, только если компания довольно большая (заем от $30-50 млн) и прибыльная, отчетность — аудируемая по МСФО, собственный капитал тоже не менее $30 млн, а структура собственников прозрачна.


3) мезонинный кредит


Это не самый известный вид финансирования в России, хотя он подходит для средних компаний на развивающихся рынках. По сути это вариант смешанного финансирования с элементами кредита и дополнительной доходности, которую обычно получают акционеры. Именно этот способ фондирования использовали мы в «Viva-Деньги» в конце 2013 года для роста портфеля и географической экспансии.


Пока это единственный пример привлечения финансирования западного фонда (мы привлекли $10 млн от английского фонда Izurium) МФО-компании, но сам инструмент может стать более популярным на российском рынке из-за дополнительных гарантий для кредитора.


4) кредит в банке


Еще один механизм финансирования, который широко развит на зарубежных рынках МФО, — финансирование банковской группой. В России он работает, к сожалению, только при условии аффилированности МФО с тем или иным банком.


ФАС в 2013 году насчитала около 50 МФО, тем или иным образом связанных с банками. Среди них ВТБ 24/МФО «Микрофинанс», ФК «Открытие»/«Мигкредит», «Нано-Финанс»/Анкор-банк и др. Но независимым МФО пока очень сложно получить доступ к банковскому финансированию.


5) частный капитал


Таким образом, практически единственный постоянный источник фондирования для МФО — частный капитал, тот, который невозможно получить на публичных рынках.


То есть если у компании нет публичных инструментов (акции не обращаются на бирже или нет долговых бумаг, размещенных на биржах), она может фондироваться либо частными (private equity), либо банковскими деньгами. По данным Ассоциации микрофинансовых организаций, этот вид фондирования сейчас является для МФО основным и составляет 70%.


По мере развития рынка, его укрупнения, появления четких методов регулирования со стороны ЦБ должны развиться и стать доступными основным игрокам и другие формы финансирования, уже привычные на Западе — квазиэкъюти, облигационные займы, банковское инвестирование и привлечение средств в ходе IPO.


 


По нашим прогнозам, в ближайшие 1,5-2 года можно ожидать значительных изменений на рынке МФО вслед за консолидацией и усилением регулирования.


Кому-то новые правила работы на рынке микрофинансов покажутся жесткими, кому-то нет, но в целом этот процесс будет влиять на оздоровление рынка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+