Генеральный партнер конкурса Forbes «Школа молодого миллиардера», компания Google провела для полуфиналистов конкурса мастер-класс. Региональный менеджер программ взаимодействия с разработчиками Google Дмитрий Мартынов рассказал предпринимателям, как создать грамотное мобильное приложение и эффективно его продвигать.
1. Ясно и четко сформулируйте для себя, что за продукт вы создаете, определите конкретную задачу, которую вы ставите перед своим мобильным приложением. Если вы сами не понимаете, что вы делаете, то никто, в том числе Google вам помочь не сможет.
2. Большую часть усилий по продвижению приложения направляйте на повышение рейтинга и количества установок. На рейтинг очень влияет качество приложения. Имейте в виду, что единственным его критерием станут оценки пользователей. Не надейтесь повысить статус продукта путем сбора положительных оценок аналитиков, как это можно сделать для других IT-решений. Среди потребителей всегда найдутся те, кто раскритикует вашу разработку.
Знакомьтесь с комментариями пользователей, анализируйте их поведение. В частности, это важно для производителей игр, работающих по модели freemium.
Производителю важно знать, на каком шаге клиент «застревает» и почему не достигает стадии введения платных функций.
3. Анализируйте, какой процент пользователей, установивших ваше приложение, продолжают им пользоваться, а не удаляют на следующий же день. Учитывайте тот факт, что в отличие от рейтинга и количества скачиваний, на ценность приложения для пользователей напрямую влиять невозможно. На рейтинг можно повлиять, учитывая пожелания, которые оставляют вам пользователи, и повышая его качество. При этом количество скачиваний может увеличиваться, а количество пользователей, постоянно пользующихся вашим продуктом, — падать. Заставить человека почувствовать, что то или иное приложение ему необходимо, сложно. Пример — социальные сети. Люди часто ненавидят их, но скачивают, поскольку считают их частью виртуального «джентльменского набора».
4. Ваш продукт не должен быть автономным, его желательно «подключить» к социальным сетям. Эпоха автономных приложений, рассчитанных на людей, у которых нет регулярного доступа в интернет, миновала.
5. В процессе выбора функций для вашего будущего приложения обратите внимание на статистику. Чем люди занимаются при помощи телефона? Наиболее популярные функции — поиск информации, просмотр видео и общение в социальных сетях. Учтите это при разработке идеи приложения.
6. Собираясь продвигать приложение, посмотрите на него глазами товароведа, который ищет место для него в обычной розничной сети, или обычного покупателя, несущегося на бешеной скорости мимо наполненных товарами полок. Ведь ваш потенциальный потребитель ведет себя как обычный покупатель — он смутно представляет, что конкретно ему нужно, и в первую очередь смотрит, красивая ли у товара этикетка, удобно ли читать надписи и понятно ли объяснено, что находится внутри. Желательно, чтобы картинка на упаковке, описание продукта и его суть соответствовали друг другу (сплошь и рядом мы встречаем приложения, где картинка говорит об одном, описание о другом, а само приложение – о третьем). Чтобы ваше приложение полюбили, используйте удобный шрифт, а также видео и скриншоты, чтобы пользователь до скачивания понимал, что за продукт ему предлагают. Следите также, чтобы язык ваших скриншотов и описаний соответствовал региону, в котором вы продвигаете продукт.
7. Пользуйтесь разными способами улучшения конверсии. В частности, можно инициировать установку приложения прямо с вашего сайта, минуя магазин. У Google, например, для это существует инструмент Over The Air Install.
8. Имейте в виду, что топовые позиции занимают приложения с качественным дизайном, высокой функциональностью и надежностью. Следите, чтобы все кнопки в вашем приложении работали корректно, а элементы управления не дублировали друг друга. Удобная навигация — ключевой момент. При разработке продукта сделайте так, чтобы он адекватно читался на планшетах. Особое внимание уделите нотификации. Она должна быть достаточной, но не назойливой.
Если вы, к примеру, продаете билеты, логично напомнить клиенту о поездке непосредственно перед ней, но не стоит закидывать его сообщениями каждые пять минут.
9. Не заставляйте пользователей вводить разнообразные пароли, они этого не любят. Используйте встроенные аккаунты, например социальных сетей.
10. Отдельное внимание уделите правам — использованию в приложениях компонентов программ, сделанных другими разработчиками. В противном случае, вы и клиент не сможете контролировать ваш продукт в полной мере. Например, приложение может рассылать смс-сообщения без вашего ведома. Подобные вещи часто приводят к блокировке аккаунтов и удалению приложений, а следовательно, к потере времени, денег и аудитории.
Качественное приложение нужно не только уметь создать, но и постоянно поддерживать. Есть огромное количество примеров хороших приложений, сделанных на заказ для корпоративных клиентов и «брошенных» на произвол судьбы.
Как только интерес разработчика и владельца к приложению угасает, рейтинг тут же начинает падать.
Причем речь идет не о технической поддержке, а о наблюдении за тем, что происходит с продуктом на рынке. Приложение — живой организм, требующий постоянного внимания.