Второй дом за миллион: кто зарабатывает на обучении мигрантов
Штаб-квартира московской компании «Второй дом» чем-то напоминает биржевой зал в разгар торгов. Сотрудники беспрерывно звонят по телефонам, следят за мониторами компьютеров, передают друг другу документы и распечатки. «У меня немало друзей-бизнесменов. Один говорит — закрываю магазин, другой — сокращаю персонал, третий — пропал драйв, — рассказывает гендиректор и владелец «Второго дома» Андрей Шешенин. — А мы едва успеваем в своих офисах новые столы ставить».
Не так давно Шешенин подбирал топ-менеджеров для Альфа-Банка, Allianz, Ritzio Group, «Русгидро», «Евраза», «Донстроя», «Евросети». Теперь он организует обучение и тестирование трудовых мигрантов. На открытие «Второго дома» бывший хедхантер потратил 1 млн рублей. За полгода выручка компании составила почти 95 млн рублей. С 1 января 2015 года иностранцы, желающие получить в России вид на жительство, разрешение на работу или трудовой патент, должны сдать экзамен и получить сертификат о владении русским языком и знании истории и законодательства Российской Федерации. Разрешения к тому же будут заменяться патентами, оформлять которые теперь обязан мигрант, а не работодатель. Но без сертификата о тестировании ни патент, ни разрешение не действительны.
В прошлом году, по данным Пограничной службы, в Россию из стран СНГ прибыло 21,6 млн человек. Из них 3 млн по служебным и 17 млн по частным делам, но в реальности — на заработки. В этом году число мигрантов, предположительно, может вырасти на 15–20%. Трудовых патентов в России (а значит, и сертификатов) пока выдано немногим более 1 млн. Потенциальный спрос на услуги тестирования огромен, этот рынок только формируется. И «Второй дом» — уже самый заметный игрок, развивающийся по сетевой схеме: 31 представительство в городах России плюс офис в Таджикистане.
«Executive search я занимался более 10 лет и достиг предела», — объясняет Андрей Шешенин.
В 2007 году выручка созданного им агентства RosExecutive превышала 30 млн рублей. Экономический кризис больно ударил по рынку хедхантинга. Сильнейшие устояли, середняки с трудом восстанавливались. В 2012 году RosExecutive выполнило заказов менее чем на 15 млн рублей. Его основатель начал сотрудничать как консультант с одним из клиентов — группой компаний ОМС (комплексное обслуживание торговых и бизнес-центров, корпоративных офисов и автопарков, розничных и ресторанных сетей и т. д.)
Поскольку ОМС нанимала в том числе и мигрантов, Шешенин предложил внедрить схему, которая позволила бы получать максимальную выгоду на этом рынке трудовых ресурсов после грядущих изменений — отмены квот и распространения патентов. Мигранту выдают микрокредит — «подъемные» для переезда, помогают оформить нужные документы, обеспечивают его мобильной связью и местом в общежитии, обучают при необходимости и устраивают на работу. Кредит он закрывает из своей зарплаты.
«Идея была интересной, но в конечном счете мы решили, что ОМС этим заниматься не целесообразно, — комментирует Максим Красников, директор по организационному развитию ОМС. — Нам проще привлекать тех, кто уже имеет на руках патент со всеми сопутствующими документами». Тогда Шешенин договорился с ОМС о том, что, закрывая проект, заберет юрлицо с лицензией на образовательные услуги и аккредитацией при вузе, уполномоченном готовить и проверять тесты для мигрантов. Партнерство он предложил своей бывшей коллеге по RosExecutive Ирине Матвеевой, работавшей в Mirax Group и «Мегафоне» и знающей специфику трудовой миграции: она подбирала сотрудников для распределительных центров X5 Retail Group.
Андрей Шешенин задумал строить новый бизнес одновременно на услугах тестирования и подбора персонала. Хедхантинг он фактически забросил (RosExecutive еще существует, но с осени 2014 года выполнило всего три заказа). В январе 2015 года открылся первый офис «Второго дома» — в Екатеринбурге. Хотя почти половина мигрантов ищет работу в Москве и Подмосковье, в столичном регионе слишком высока конкуренция, в том числе со стороны государственного Миграционного центра города Москвы и подмосковного Единого миграционного центра.
В час ночи после открытия в Екатеринбурге представитель «Второго дома» принял заказ — нужно обучить и протестировать 10 человек. В Твери в первый день тестирование прошли 20 мигрантов, на следующий записались 80 человек, а пришло вдвое больше.
«Лишь спустя три месяца мы смогли более-менее свободно вздохнуть», — описывает Андрей Шешенин запуск проекта.
Открытием новых офисов сейчас занимаются шесть менеджеров. Масштаб работ вырос на порядки. За июнь услугами «Второго дома» воспользовалось около 6500 мигрантов, у компании появился учебно-оценочный центр в Душанбе.
Гендиректору «Второго дома» подчиняются региональные директора, имеющие долю в прибыли и контролирующие директоров отдельных офисов. Преподаватели и экзаменаторы подбираются среди местных специалистов. Региональный офис окупается в среднем за два месяца. Тестирование, в зависимости от региона, стоит 3000–6000 рублей с человека. Обучение — лекции, практикумы, аудиокурсы — бесплатно. Для сравнения: «Московский центр тестирования ЕВРАЗ» просит 4900 рублей за тестирование и 750 рублей за академический час подготовки к экзамену.
По словам Ирины Матвеевой, операционного директора «Второго дома», расходы на обучение составляют 22% от выручки компании, зато дают сильное преимущество. Андрей Шешенин добавляет, что в крайнем случае компания идет на демпинг, чтобы потеснить конкурентов. Центров тестирования по России открылось несколько сотен (все аккредитованы при каком-либо уполномоченном вузе — МГУ, РУДН, Государственном институте русского языка им. Пушкина, СПбГУ или Тихоокеанском университете). Подавляющее большинство ограничивается одной точкой. «Многие новички демпингуют, и это расшатывает рынок данных услуг», — сожалеет Гайк Трунян, директор НОУ ДО «Мир без границ». Миграционным консалтингом он занимается с 2004 года, а в прошлом году начал создавать сеть учебных центров. Сейчас у «Мира без границ» четыре центра в Ростове-на-Дону, один в Москве и семь в других городах, от Воронежа до Сочи. «Второй дом» — коммерческий проект, им важен поток, обороты, поэтому с ними трудно конкурировать», — замечает Трунян.
Шешенин и Матвеева уверяют, что помнят о социальной составляющей сервиса для мигрантов. К примеру, кол-центр «Второго дома» круглосуточно готов оказывать им юридическую помощь. В планах — создание социальной сети. Для мигрантов-таджиков издается газета «Вахдат». «Второй дом» уже обучил и протестировал более 30 000 человек. Базу их контактных данных Андрей Шешенин называет своим главным ресурсом. На долю заказов по подбору персонала пока приходится 7% дохода компании. Гендиректор «Второго дома» хочет за год-два поднять ее до 50% и уже намечает новые точки прибыли: «Мы готовы продавать в своих офисах страховку, распространять тарифы сотовых операторов. В отличие от executive search предела здесь я пока не вижу».