В стиле Джобса: как заработать на эффектных презентациях 20 млн рублей
«Мы рекомендуем вместо презентации повесить единственный слайд с надписью Error», — предложил продюсер студии «Блокбастер» на встрече с руководством одной из крупных розничных сетей. Ритейлер заказал «Блокбастеру» презентацию для сотрудников руководящего звена — о необходимости улучшать сервис и качество продуктов на полках. «Вопрос не в слайдах! Вам нужно прежде всего донести мысль до людей», — втолковывал продюсер, предлагая поставить аудиторию на место покупателей в магазине с плохим обслуживанием: вместо кофе с печеньем подать испорченные продукты, рядом поставить гастарбайтера, который ничего не понимает по-русски. Пропускать гостей в зал предлагалось через рамку с обыском (намек на бесцеремонность охранников в магазинах). В зале ждали маляр, что-то красивший вонючей краской, падающая лестница и куча окурков под ногами — все это символизировало беспорядок, которого не должно быть в торговых залах.
«К сожалению, большинство клиентов от «проектов на грани» отказываются, — говорит совладелец «Блокбастера» Сергей Корженевич, — но те, которые соглашаются, получают все бонусы». В торговой сети тогда от души посмеялись, но попросили реализовать все идеи в рамках обычных слайдов. В результате вышло не «ух ты!», но тоже неплохо: сотрудники уже год с содроганием вспоминают слайд с собачьими экскрементами на полу магазина.
Корженевич и второй владелец «Блокбастера» Николай Бабич вынашивали идею заработка на креативных презентациях, работая в собственном брендинговом агентстве в Днепропетровске. Сейчас ООО «Фэт-Фри Групп» (бренд «Блокбастер») делает более 70 публичных презентаций в год с бюджетом от 150 000 до нескольких миллионов рублей. 60% фирмы принадлежит Корженевичу и его жене, 40% — семье Бабича.
«Мы придумывали упаковку, торговые марки, и нам надо было ярко и эффектно презентовать их заказчику. Мы начали в себе эти навыки развивать», — вспоминает Корженевич. Энергии придало и то, что они два года выступали в Высшей украинской лиге КВН. «Там иллюзия, что мы сверхталантливые, развеялась, и пришло понимание, что нужно много работать», — рассказывает Корженевич. Когда украинские заказчики стали просить двух креативных «шутников» разработать программу презентации, те решили, что вот она, золотая жила, — и отправились в Москву.
Это был «тучный» 2007 год, и молодые предприниматели решили охотиться в столице на крупного зверя. «Мы поехали в IKEA и купили 20 стеклянных банок и 20 комплектов специй. Стартовый капитал — 5000 рублей», — рассказывает Корженевич. Они засыпали специи в банки, сделали прозрачные этикетки-штампики с предложением «добавить перчику в презентации» и развезли по офисам известных компаний. Через два дня позвонили из «Альфы»: директор по информационной политике Альфа-банка Леонид Игнат захотел посмотреть на тех, кто это придумал. Встреча, правда, оказалась неудачной: по словам Бабича, «Альфа» предложила заняться креативом для печатной рекламы, а им хотелось реализовать свою идею. «Нам очень нужен был заказчик, но мы, сжав зубы и подтянув животы, отказались», — вспоминает предприниматель.
Зато Бабича и Корженевича наняла делать презентацию для журналистов Philip Morris — и до сих пор остается клиентом. На этой презентации Бабич в зале изображал почтальона, раздающего газету из слайдов, сами слайды «намекали на то, как могут выглядеть статьи». Вторым клиентом, среагировавшим на баночки, стал «Мегафон». Впоследствии «сарафанное радио» познакомило с «Блокбастером» Unilever, Pfizer, Sun InBev, Tetrapak, Mail.ru, «Аэроэкспресс» и др.
За первый год работы создатели «Блокбастера» и его на тот момент единственные сотрудники заработали всего 1 млн рублей. Сейчас выручка агентства составляет около 20 млн рублей в год при рентабельности, по словам одного из основателей, на уровне 40%. Бабич и Корженевич обслуживают заказы с помощью 70 технических сотрудников и пяти креативщиков, так называемых продюсеров концепций, причем все они фрилансеры. В штате «Фэт-Фри Групп» до сих пор только основатели: даже бухгалтерия на аутсорсе. Основная задача продюсеров концепций — придумать, как преподнести информацию тому, ради кого она делается. «Презентация для сотрудников — это одно настроение, если человек идет в Минэкономразвития — другое, если в ФАС — третье», — поясняет Корженевич. По его словам, «Блокбастер» учитывает характер спикера, его возможности и, совмещая все это с аудиторией, создает решение. Примером для «Блокбастера» были выступления основателя Apple Стива Джобса, знаменитые простотой и легкостью.
«Цены на презентации в зависимости от бюджетов компаний постоянно менялись, но в итоге мы нащупали тот порог, ту рыночную стоимость, в которую наш продукт адекватно можно оценить», — рассказывает Корженевич. Минимальная стоимость услуги — 150 000 рублей. При этом привлеченные в проекты дизайнеры, иллюстраторы, аниматоры, по словам Корженевича, получают гонорары выше рынка. «Презентация — это почти всегда пожар! Клиенту надо «вчера», поэтому обычно дедлайны очень жесткие», — поясняет он.
От мелких проектов Бабич и Корженевич часто отказываются. «Иногда приходится советовать компаниям сделать за их бюджет просто нормальный сайт — и половина проблем отпадет», — говорит Бабич. «Мы любим сложные проекты. Однажды делали по заказу «Мегафона» презентацию для МЧС, на которую ждали Сергея Шойгу, и там надо сконцентрированно и очень точно все рассказать», — добавляет партнер. Иной раз продюсеры студии предлагают использовать вместо слайдов инсталляции. «Восприятие самых классных слайдов сложнее, чем инсталляций. Например, человек видит мясорубку размером с его рост, вываливающиеся шурупы и теннисную ракетку — и все! Он уже заинтригован, и теперь можно читать ему всю необходимую информацию, он будет искать связь, разгадывать для себя загадку и уйдет наполненный новыми знаниями», — объясняет Корженевич.
Один из самых дорогих проектов, с бюджетом более $100 000 партнеры сделали осенью 2011 года для «Мегафона»: оператор желал познакомить зарубежных партнеров со своими возможностями в масштабах России. Сто гостей, сидя в зале, «ехали» в виртуальном автобусе по восьми крупнейшим городам России с экскурсиями и остановками. Со всех сторон их окружали реальные пейзажи, снятые сотрудниками студии и смонтированные в панораму. «Эффективность этого формата превзошла все ожидания! Гости крутили головами и улыбались, как дети», — вспоминает экс-менеджер по маркетинговым коммуникациям «Мегафона» Марина Игнатова. А больше всего презентаций агентство сделало для Unilever. Член совета директоров отвечающего за Россию подразделения Unilever Ирина Бахтина призналась, что до начала сотрудничества ее «не покидало ощущение тревоги за результат». Теперь же она больше всего опасается, что «Блокбастер» наймут конкуренты.
Марина Игнатова полагает, что по части креативных презентаций никого равного «Блокбастеру» нет. Хотя на рынке немало агентств, которые готовят «видеоряд» для выступлений оратора на презентации, соединяя фото-, видео- и звуковые эффекты в технологии Flash, и берут за это 100 000 рублей и больше. Арт-директор агентства «Медиолит» (клиенты: Сбербанк, «Лукойл», НТВ, «Первый канал», LG и др.) Антон Дубровский отмечает, что сейчас растет доля заказчиков, которые обращаются с просьбой создать презентацию, подчеркивающую харизму спикера: все хотят выглядеть как Стив Джобс.
«Блокбастер» растет на 100% в год, но предприниматели не отказываются от проектов за рамками своего основного поля деятельности. Бывшему менеджеру Philip Morris Юрию Головатчику они сделали презентацию, которая помогла вернуть ушедшую возлюбленную. «Я не знал, как быть и что сделать, чтобы вернуть свою девушку! Но тут мне пришла в голову мысль, что если презентации настолько эффективны в бизнесе, то, может быть, они смогут помочь и в «сердечных делах», — вспоминает Головатчик, теперь счастливый супруг. А часть прибыли Бабич и Корженевич инвестируют в новый бизнес — они разрабатывают для iPad комплект слайдов-презентаций для начальных классов, помогающих быстрее усваивать материал. Испытания проходят в днепропетровской школе, где работает мать Корженевича. Новый продукт партнеры планируют продавать через App Store.