Ник Д’Алозио едет на такси из аэропорта и прокручивает в голове фантастические события недели: встреча с венчурным инвестором Эштоном Катчером в Лос-Анджелесе, посещение легендарной студии дизайнера Apple Джонни Ива, беседа с аналитиком Мэри Микер и полет в Мюнхен, где Ник выступал на конференции Digital Life Design. В ярко-красных джинсах и клетчатом балахоне стартапер из Лондона непринужденно рассказывал со сцены о своем приложении Summly для iPhone.
Summly делает краткую сводку содержания веб-страницы — новостей, статей, ответов — всего чего угодно, причем в удобном для просмотра на iPhone формате. Д’Алозио так впечатлил сидевшую в зале Арианну Хаффингтон, что она немедленно написала о нем в Twitter. «Ах да, и ему 16», — восторженно добавила основательница Huffington Post. В шумихе вокруг Д’Алозио эта фраза стала популярной наряду с ярлыками «мальчик-гений» и «вундеркинд». В конце 2011-го Ник получил финансирование от Horizons Ventures гонконгского миллиардера Ли Ка-Шина, поддержавшего Facebook, Siri и Spotify. Horizons так гордится своей новообретенной звездой, что устроила Нику (с мамой на буксире) поездку в Кремниевую долину, представив его там всем ключевым людям.
Откуда взялся этот парень? Родился в Австралии, в шесть лет начал читать вузовские учебники по астрономии. Когда Д’Алозио было 12, он переехал с родителями в Лондон: его отец — вице-президент Morgan Stanley, мать — юрист. Здесь, узнав, что разрабатывать приложения для iPhone могут все, Ник загрузил комплект для программирования Apple, приобрел справочники на Amazon.com и начал экспериментировать.
В перерывах между занятиями и игрой в регби Ник создал приложение SongStumblr, которое с помощью Bluetooth распознает, что слушают люди поблизости. Изучив литературу по искусственному интеллекту, разработал приложение Facemood, следящее за эмоциями друзей по их статусам на Facebook. За три года Ник заработал около $30 000, по $1,5 за каждое скачивание после вычета 30% комиссии Apple. К 15 годам он основал компанию — мать подписывала все документы.
Д’Алозио никогда не обсуждал своего хобби с одноклассниками по King’s College, одной из ведущих частных школ в Британии. Но именно благодаря школе родилась его новая идея. Во время подготовки к экзамену по истории его сильно раздражала медленная загрузка текстов в поисковой выдаче Google. Желая сэкономить время, Ник занялся написанием программы, которая суммирует содержание страницы еще до открытия ссылки.
Ник использовал талант полиглота (он учит латинский, китайский и французский) для создания программы, которая независимо от языка определяет тему текста и на ее основе вырабатывает критерии отбора (например, что цифры важнее описаний). В соответствии с этими критериями она извлекает из текста ключевые предложения. Ник связался с лингвистом из лаборатории семантики в MIT и заплатил ему $250 за анализ алгоритма. Результат: Summly на 40% ближе конкурентов к тому, как составляют конспект люди. Этот результат вдохновил Д’Алозио выпустить бесплатное приложение для iPhone (тогда оно называлось Trimit). Исследование патентов показало, что среди сходных приложений нет ни одного с опцией обучения искусственного интеллекта и с привязкой к iPhone. Ник создал веб-сайт и выложил демо на YouTube.
Правда, неопытность и гиперактивность стали причиной его первого большого промаха. Д’Алозио начал бомбардировать репортеров, в том числе и меня, настойчивыми просьбами написать о нем. Техноблог Gizmodo проявил интерес, чем вызвал больше сотни писем, довольно странных: «Пожалуйста, ответьте! Выйдет ли статья сегодня?» В Gizmodo решили, что программа недоделана, окрестили Trimit «худшим приложением недели» и опубликовали строки из писем Ника. «Мне показалось, это было несколько чересчур», — говорит Д’Алозио. Но добавляет: «Меня бы не узнали, если б я этого не сделал. Мне не стыдно».
В июле прошлого года им заинтересовались два инвестфонда. Одним из них был Horizons Ventures. Солина Чжоу, основатель и управляющая фондом, была заинтригована технологией, увидев статью о Trimit на TechCrunch. Когда Д’Алозио упомянул свой возраст (на тот момент 15 лет) в конце первого телефонного разговора, в Horizons были в шоке.
После многочисленных сеансов конференц-связи сделка все-таки состоялась. «С тех пор как Siri была куплена Apple, многие пытаются использовать искусственный интеллект в своих продуктах. У Д’Алозио технология работает», — говорит Фрэнк Михан, член правления Horizons, принявший участие в инвестировании. Horizons купила 25% акций за $300 000 в сентябре 2011 года. Ник, который сам убирает свою комнату и не получает денег от родителей, был на седьмом небе от счастья.
Михан и другие сотрудники Horizons научили его, как вести себя с представителями других компаний и журналистами. «Твой мозг работает со скоростью света, но у других людей все иначе», — объяснил ему Михан. За три месяца Summly, как теперь называется его приложение, было загружено 130 000 раз (все бесплатно). Д’Алозио планирует продавать Summly веб-браузерам, поисковым системам, медиа и финансовым компаниям — он надеется брать плату либо за период, либо за каждые 1000 конспектов. Стоимость услуги еще предстоит просчитать.
Сейчас в центре внимания — постоянная доработка приложения. Д’Алозио пытается нанять на полный рабочий день нескольких программистов, чтобы они научили алгоритм подражать выбору живого человека. Это долгий и нудный процесс: нужно читать тысячи и тысячи статей в интернете, выбирать из них по три-пять самых важных предложений и загружать их в систему.
Но направление очень перспективное: поисковые системы вроде Google за 12 лет мало изменились, несмотря на значительное увеличение контента. «Будет масса служб отбора материала с помощью искусственного интеллекта, — предсказывает Д’Алозио. — Люди изменят парадигму, все действия будут выполнять роботы».