К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эффект дежавю: зачем создатели системы для ресторанов r_keeper выкупили ее у VK

Евгений Малахов (Фото Дарьи Малышевой для Forbes)
Евгений Малахов (Фото Дарьи Малышевой для Forbes)
В 2019 году основатели системы автоматизации ресторанов r_keeper Григорий Гуревич и Евгений Малахов вышли из бизнеса, который развивали с конца 1990-х. Следующие три года они наблюдали за развитием актива со стороны. А в марте 2023 года выкупили r_keeper у его последнего владельца, компании VK. Зачем предприниматели вернули себе бизнес?

Накануне интервью с создателями системы автоматизации ресторанов и баров r_keeper  Григорием Гуревичем и Евгением Малаховым Forbes предупредили, что партнеры — закрытые люди, которые редко общаются с прессой. Однако с первых секунд беседы они производят обратное впечатление: перебивая друг друга, охотно рассказывают о прошлом и будущем системы автоматизации ресторанов, которую они создали в конце 90-х. 

Первые 20 лет r_keeper развивалась как независимый проект и стала лидером своего рынка. С 2016 года в ее капитал входили крупные корпорации — Rambler & Co, Сбербанк, VK (раньше — Mail.ru Group). А в 2019 году основатели, чьи доли окончательно размылись, вышли из бизнеса. Последние три года они наблюдали за развитием актива со стороны. Но в начале 2023-го снова стали собственниками r_keeper, выкупив его у последнего владельца — компании VK. 

В последние годы проект был убыточным. На конец 2022 года основное операционное юрлицо r_keeper показало убыток более чем на 800 млн рублей.

 

Зачем основатели вернули себе проблемный актив?

Григорий Гуревич (Фото Татьяны Лебедянской для Forbes)

Ламповый бизнес

Выпускники Национального исследовательского технологического университета МИСИС Григорий Гуревич и Евгений Малахов придумали r_keeper в начале 90-х. Тогда оба работали программистами и получили заказ на автоматизацию складского и бухгалтерского учета от московского ресторана «Манила». Подобных технологий на рынке было мало. Основным игроком был американский MICROS. Партнеры решили занять нишу — и в 1992 году основали компанию UCS, которая стала разрабатывать систему и продавать ее представителям ресторанного бизнеса. К 1996 году предприниматели создали еще ряд продуктов, в том числе системы автоматизации гостиниц и развлекательных центров. 

 

На старте у компании было три владельца: помимо Гуревича и Малахова — Филипп Майзенберг. Но в 1997 году он вышел из бизнеса, чтобы сосредоточиться на карьере в банковской сфере, рассказывает Гуревич. Доля Майзенберга в бизнесе впоследствии перешла партнерам. 

Предприниматели вспоминают, что на старте вкладывали в проект только свои «труд, время и знания». Бывало, что они брали деньги на развитие взаймы, «иногда под честное слово», рассказывал Гуревич Forbes в 2016 году. Несмотря на отсутствие крупных инвестиций, компания росла. Следом за «Манилой» пользователями r_keeper стали ресторанный холдинг «Росинтер» (сети «IL Патио», T.G.I. Friday's и др.), заведения «Ацтека», «Бар & Гриль», «Санта Фе». 

Благодаря партнерству с «Росинтер», уже в 1994 году r_keeper показала первую прибыль, вспоминает Гуревич. Впоследствии компания стала выходить в регионы через дилеров. Многие клиенты переходили на r_keeper с конкурирующей системы MICROS. Со временем, как рассказывал Forbes управляющий партнер «Корпорации Магнат» Магомед Костоев, разработчикам удалось опередить американского игрока, доказав, что его продукт плохо приспособлен для российского рынка: «У r_keeper было 300–500 установок в месяц, больше на рынке не делал никто». 

 

По мере развития компании функционал программы менялся. Если на старте r_keeper автоматизировала прием заказов, складской и бухгалтерский учеты, то со временем система охватила все циклы работы ресторана, включая кухню и производство. Увеличивались и финансовые показатели — по словам Гуревича, в полтора раза год к году. Согласно СПАРК, в 1999 году одно из первых юрлиц компании, «Юсиэс», принесло около 17 млн рублей выручки и 2,5 млн рублей прибыли. В 2007-м группа юрлиц UCS выручила уже 385 млн рублей и получила 50 млн рублей прибыли. 

Интенсивный рост замечали и партнеры. Один из первых дилеров r_keeper, основатель и руководитель компании HelpLine Павел Смирнов вспоминает, что в 90-е команда UCS работала в подвальном офисе на Текстильщиках. Там Гуревич писал код для сервиса, параллельно играя в популярную тогда видеоигру Doom. К 2006 году компания разрослась так, что переехала в шестиэтажный офис в районе метро Бауманская.

При этом компания оставалась «ламповой и семейной», рассказывает Смирнов: «Я мог позвонить Грише [Гуревичу] ночью и сказать, что надо срочно сделать [систему] для заказчика. И он всегда отвечал и делал». О таком подходе к клиентам говорит и сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус» Хенрик Винтер, который открывал первые рестораны группы «Росинтер» и 17 лет работал в холдинге генеральным управляющим. По его словам, Гуревич еженедельно встречался с командой «Росинтера», чтобы обсудить идеи и доработать функционал r_keeper: «Программа постоянно менялась под наши запросы». 

Кочующее одеяло

Поворотным моментом в истории UCS стал 2016 год. Тогда в ее капитал вошла корпорация Rambler & Co. На тот момент по 50% в ней принадлежали российским миллиардерам Александру Мамуту и Владимиру Потанину, с 2020 года вся компания принадлежит Сбербанку. Rambler & Co получил 50% в основном юрлице UCS — «Компания Юсиэс». По 25% осталось у Гуревича и Малахова.

Тогда UCS успешно продавала софт ресторанам. Но планировала расширять продуктовую линейку и выходить на рынок с b2c-решениями, например, приложением для заказа еды. Конкуренция в этом сегменте была еще не так высока. По словам Гуревича, Rambler & Co казалась подходящим партнером, так как могла предоставить технологическую экспертизу и базу пользователей. Forbes направил запросы Мамуту и Потанину. 

 

После сделки UCS постепенно превращался в корпорацию, делится наблюдениями Павел Смирнов. В ней появился новый генеральный директор, Сергей Горбунов (занимал должность до 2018 года). Он сменил на посту Гуревича, освободив его от операционной деятельности, и выстроил четкую структуру в компании. При этом UCS стала отстраняться от клиентов, утверждает Смирнов: «Ты уже не мог прийти ночью. В 18:00 менеджер заканчивал работать и отвечал только на следующее утро». 

Выросла и нагрузка на бизнес. Согласно СПАРК, в 2017 году выручка четырех юрлиц, содержащих в названии «Юсиэс» или «Эркипер», в акционерах которых были Гуревич и Малахов, составила около 950 млн рублей. В 2018-м она перевалила за миллиард. При этом за год прибыль сократилась в полтора раза, до 80 млн рублей. По словам Гуревича, это произошло из-за роста маркетинговых затрат и перехода на распространение софта по подписке. 

Партнерство с Rambler&Co развивалось успешно. Однако, по словам Гуревича, реализовать все задуманные проекты не удалось, так как за год фокус акционера изменился. Его единственным собственником в 2017 году стал Мамут. Тогда же миллиардер купил киносети «Формула кино» и «Синема Парк», которые затем объединил с интернет-холдингом в единую компанию — Rambler Group. 

В 2018 году Rambler Group запустила совместное предприятие (СП) со Сбербанком — компанию «Фудплекс». В новую компанию вошли r_keeper, система бронирования ресторанов Plazius, медиасервис «Афиша-Рестораны» и система резервирования столов Smart Reserve. Гуревич и Малахов видели потенциал в этой сделке — Сбербанк, по их словам, был готов инвестировать в развитие r_keeper. На двоих банк и интернет-холдинг получили порядка 65% «Фудплекс», Гуревич и Малахов — суммарно почти 20%, еще 15% отошло структуре инвестфонда GHP. 

 

Впоследствии технологии, вошедшие в совместное предприятие, легли в основу приложения SberFood. «Фудплекс» выпустила его в октябре 2019-го. Через него пользователь мог получить подборки ресторанов, забронировать стол в заведении, заранее заказать еду и напитки, оплатить заказ и оставить официантам чаевые. По словам Гуревича, приложение было интегрировано с r_keeper: «Предзаказ появлялся на кухонном дисплее [ресторана], и повара успевали его подготовить к приходу гостя». 

В 2019 году Сбербанк для расширения экосистемы решил создать еще одно совместное предприятие, на этот раз с Mail.ru Group (MRG). Так банк хотел построить сильного конкурента сервисам «Яндекса», писали «Ведомости» со ссылкой на источники. В декабре компании зарегистрировали «О2О Холдинг», куда внесли часть своих активов. MRG вложила сервис доставки еды Delivery Club и сервис такси «Ситимобил». А Сбербанк — платформу SberFood и компанию «Фудплекс».

Евгений Малахов (Фото Дарьи Малышевой для Forbes*)

Гуревич вспоминает, что ему с Малаховым по итогам сделки предложили стать миноритариями СП с «крохотными» долями либо продать свои акции «на комфортных условиях». Он признается, что не видел смысла оставаться в числе акционеров холдинга: «С такими долями мы не могли претендовать на места в совете директоров и влиять на управленческие решения». Поэтому предприниматели вышли из бизнеса.  Они получили от совместного предприятия суммарно несколько сотен миллионов рублей, утверждает источник Forbes, знакомый с условиями их выхода. Гуревич, Малахов, а также VK отказались комментировать сумму сделки, Сбербанк не ответил на запрос Forbes. Основатели в результате остались дилерами USC в России и СНГ.

Если с 2016 года коммуникация представителей r_keeper с ресторанами-партнерами шла медленнее, то в 2019-м она вовсе прекратилась, вспоминает Хенрик Винтер. По его словам, часть функций системы автоматизации устарели. Из-за этого ресторанный холдинг начал параллельно работать с другими программистами и сервисными компаниями.

 

О проблемах говорит и Смирнов. Он отмечает, что за время, пока актив переходил из одного СП в другое, система практически не развивалась: «С 2016 года [в r keeper] не появилось ничего нового с точки зрения технологий. Это было дырявое одеяло, которое годами продолжали латать». 

СП не принесло желаемых результатов и его владельцам, писала Financial Times. По итогам первого, 2019 года Delivery Club показал убыток в 6,5 млрд рублей до вычета налогов, а «Ситимобил» — 7,4 млрд рублей, писали «Ведомости». Убыток «Фудплекс» в том же году составил 42 млн рублей при выручке 31 млн рублей. А в общей сложности, по данным Financial Times, совместное предприятие в 2020 году потеряло 37,6 млрд рублей. 

Это побудило партнеров заговорить о разделении активов, писало издание. В итоге в августе 2022 года VK (к тому моменту MRG сменила название) объявила, что выйдет из «О2О Холдинга» и получит 100% сервиса доставки еды Delivery Club. Затем корпорация передала его «Яндексу» в рамках сделки по покупке сервисов «Дзен» и «Новости». Предполагалось, что остальные активы «О2О Холдинга» останутся у «Сбера». Но по итогам сделки «Фудплекс», владелец UCS и еще нескольких сервисов, также перешел под управление VK.

Возвращение к истокам

По словам источника, близкого к r_keeper, актив был непрофильным для VK, к тому же он генерировал убытки. В 2021 году убыток «Фудплекса» резко вырос с 13 млн рублей до почти 1,5 млрд рублей. А принадлежащая ей «Компания Юсиэс» принесла еще более 800 млн рублей убытка при выручке около 390 млн рублей. Поэтому корпорация думала о продаже компании. В VK отказались от комментариев на этот счет.

 

Среди потенциальных покупателей был разработчик другой системы автоматизации ресторанов, iiko (создан в 2005 году Давидом Яном и Максимом Нальским), рассказал Forbes источник, близкий к r_keeper, и подтвердил представитель одного из конкурентных сервисов, чей стратегический инвестор тоже планировал выкупить актив. Переговоры шли весной 2022 года. Но сделка так и не состоялась, говорят собеседники Forbes. В iiko от комментариев отказались. 

Другим претендентом на актив был «Ростелеком», утверждает источник, близкий к r_keeper. Сделку обсуждали с лета до декабря 2022 года. Однако и в этот раз стороны не смогли договориться. Forbes направил запрос в «Ростелеком».

По словам источника, близкого к r_keeper, Гуревич и Малахов в начале 2023-го сами пришли к VK, увидев, что корпорация хочет избавиться от актива. Основатели продолжали оставаться дилерами системы, поэтому были в ней заинтересованы, говорит собеседник Forbes. По данным СПАРК, принадлежащая им компания UCS Service, которая продает r_keeper ресторанам, в 2021 году принесла 629 млн рублей выручки и 45 млн рублей прибыли. 

Партнеры уверяют, что предложение выкупить актив исходило от VK. По словам Гуревича, оно поступило в феврале 2023-го. Предприниматели согласились, не раздумывая, рассказывает Малахов: «Это наш родной продукт — дело жизни. Поэтому у нас даже не было сомнения, возвращать его или нет, когда нам выпал такой шанс». 

 

В том же феврале 2023 года VK объявила о продаже «Фудплекс» основателям сервиса. Стороны отказались комментировать сумму и условия сделки. VK получил за актив сумму, равную одной годовой выручке UCS, утверждает источник Forbes, знакомый с деталями продажи. Согласно СПАРК, выручка «Компании Юсиэс» в 2021 году составила 386 млн рублей, а выручка ее владельца «Фудплекс» — 21 млн рублей. 

Суммарный убыток обоих юрлиц по итогам 2022 года превысил 2 млрд рублей, рассказали основатели. Показатели поначалу обеспокоили партнеров, признается Гуревич: «Но в процессе мы поняли, что убыток — суммарный по нескольким продуктам. И в компании есть оборотные средства, чтобы продолжить бизнес». По словам основателей, часть выручки и убытка «Фудплекса» приносили сервисы Plazius и Smart Reserve. Они не вошли в периметр сделки с Гуревичем и Малаховым. 

Предприниматели рассчитывают снова вывести USC в прибыль в ближайшие пять лет. Выйти в плюс помогут флагманский продукт для автоматизации ресторанов R-k7 (последняя версия r_keeper), а также облачное решение для малого бизнеса r_keeper Lite. На второй продукт основатели делают отдельную ставку. По словам Гуревича, небольшие несетевые рестораны сейчас доминируют в России. «Облачные технологии позволяют им быстро стартовать и не тратить много времени на обучение и много денег на развертывание системы», — говорит он. 

Путь к прибыли может быть непростым. За последние пять-семь лет рынок изменился — появилось много альтернативных облачных решений для кафе, кофеен и других несетевых проектов, говорит основательница сервиса бронирования столиков в ресторанах LeClick Анастасия Люстина. Среди них предпринимательница выделяет Quick Resto и Poster (украинский разработчик, ушел из России после февраля 2022 года). 

 

Но основной конкурент UCS — iiko, считает Люстина. Она отмечает, что r_keeper за последние семь лет сдала позиции. По ее наблюдениям, фокус внимания размылся после того, как актив попал в руки крупных корпораций. За это время iiko стала лидером рынка, утверждает она. Об этом говорит и основатель сервиса для приема чаевых «Нетмонет» Григорий Высоцкий: «Хотя r_keeper исторически занимает лидирующие позиции на рынке ресторанов с обслуживанием за столом, iiko постепенно отъедает его долю, подключая новые открывшиеся заведения». 

Гуревич и Малахов с этим не спорят. Они планируют конкурировать за счет освоения смежных и новых рынков — гостиниц, фитнес-клубов, игровых центров, кинотеатров.

Сейчас перед основателями r_keeper стоит амбициозная задача — сделать компанию сначала безубыточной, а потом выйти в плюс, констатирует Смирнов из HelpLine. Он уверен, что предприниматели справятся: «Они знают софт и погружены в ресторанный бизнес. К тому же, если раньше они были лидерами рынка, то теперь придется догонять iiko. А догонять — всегда интереснее с точки зрения драйва».

* Редакция Forbes благодарит ресторан «Сыроварня» в Парке Горького (Novikov Group) за помощь в проведении съемки

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+