Что запускать и где взять деньги: венчурный гид по Латинской Америке
Сейчас Латинская Америка находится на пути к тому, чтобы стать новой Кремниевой долиной. Благодаря невысокой конкуренции, формирующимся рынкам и низким затратам на старт предприниматели быстро поняли, что регион является идеальным местом для создания бизнеса любого размера. А быстро растущий средний класс с его растущими потребностям стал одним из основных экономических факторов формирования в регионе 40 «единорогов» менее чем за пять лет.
Что предпринимателю нужно знать о Латинской Америке
По данным Ассоциации частных капиталовложений в Латинской Америке (LAVCA), с 2016 года объем венчурных инвестиций в регионе ежегодно удваивался и в 2019 году составил $4,9 млрд. В 2020-м, несмотря на пандемию, объем венчурного рынка в Латинской Америке остался почти на уровне 2019 года, а в 2021 году утроил предыдущий рекорд и достиг $16 млрд.
Росту предпринимательской экосистемы и венчурного рынка способствовали:
- Увеличение объемов финансирования как из местных, так и из международных фондов. Например, в 2021 году латиноамериканская венчурная компания Kaszek создала два фонда, суммарно на $1 млрд, тогда как 10 лет назад создавала первый фонд всего на $95 млн. Японский Softbank в том же 2021-м анонсировал запуск фонда на $3 млрд для инвестиций в латиноамериканские проекты. До 2021 года инвестиции, привлекаемые регионом от зарубежных фондов, были гораздо меньше.
- Ускорение многих рыночных показателей на фоне пандемии COVID-19. Например, по данным аналитического сервиса Statista, розничные онлайн-продажи в Латинской Америке выросли на 70% с 2019 по 2021 год, достигнув $85 млрд.
- Рост цифровой грамотности населения. По данным сервиса Worldometer, средний возраст граждан Латинской Америки — 29,2 года. При этом, по данным Statista, 69% населения имеют смартфоны.
По предварительным оценкам LAVCA, в первом полугодии 2022-го объем венчурных инвестиций в Латинской Америке составил $2,4 млрд. Это значит, что этот год уже претендует на второе место по сумме венчурных сделок после 2021 года. При этом 2021 год однозначно был периодом аномально легких инвестиционных денег, и снижение, наблюдающееся последние месяцы, — не что иное, как возвращение к нормальной жизни. Тут важно, что объем венчурного финансирования в первом полугодии 2022-го оказался выше, чем за аналогичный период 2020-го, даже несмотря на глобальную рецессию и более осторожные действия инвесторов. О чем это говорит предпринимателям? Прежде всего, о возможностях привлечения инвестиций: сейчас раунды чуть ниже по всему миру, но в Латинской Америке можно найти более выгодные условия и стратегические партнерства.
Привлекательна для иностранных предпринимателей Латинская Америка не только по причине динамичного роста венчурного рынка, но и благодаря своему географическому положению. Страны региона имеют границу с уже сформированными и развитыми рынками США и Канады. Наличие большого количества торговых соглашений со странам Европы, Австралии и Северной Америки делают Латинскую Америку идеальной локацией для открытия своего бизнеса с целью его выведения в регионы с развитой экономикой.
Крупнейшим торговым партнером США в регионе, да и во всем мире, является Мексика. На ее долю приходится 54% экспорта и 62% импорта Америки. Бразилия занимает второе место с 11% экспорта и 9% импорта. Эти две страны можно рассматривать как фокусные для запуска бизнеса в Латинской Америке. Благодаря единым стандартам качества производства продукции, обслуживания и технологий в этих странах и США, из них будет проще масштабировать проект на соседний развитый рынок.
Во что и сколько вкладывают инвесторы
Согласно исследованию венчурного инвестора Дэниела Поррас Рейеса, в среднем латиноамериканские компании от запуска до статуса «единорога» тратили 6,4 года. Примерно столько же, как отмечает автор исследования, требовалось американским компаниям, таким как Google и Zoom. При этом половине компаний-«единорогов» в Латинской Америке потребовалось семь и более лет, чтобы достичь оценки в $1 млрд. Однако есть случаи, когда проекты достигали статуса «единорога» крайне быстро. Например, у финтех-компании Clara на это ушло 1,6 года, а у платформы электронной коммерции Merama — чуть больше года.
Основная часть венчурного капитала региона сконцентрирована в Бразилии. Это видно, во-первых, по количеству «единорогов» — в Бразилии их больше всего (23). Во-вторых, это страна с самыми высокими в Латинской Америке численностью населения (213 млн человек) и ВВП ($1,4 трлн). А в-третьих, в Бразилии базируются семь из 10 самых активных венчурных инвестиционных компаний, таких как Bossa Nova Investimentos, Canary и Monashees. Второе место по количеству «единорогов» делят Мексика и Аргентина — в них по восемь компаний стоимостью не менее $1 млрд. У Чили почетное третье место по числу таких компаний (3) и второе по размеру ВВП ($253 млрд).
Безусловно, чтобы стать «единорогом» нужно эффективно привлекать инвестиции. Средний возраст компании от создания до первого раунда в Латинской Америке составляет 1,5 года. А максимальные в регионе инвестиции привлекали колумбийское приложение доставки Rappi и мексиканский маркетплейс по перепродаже подержанных автомобилей Kavak. Средний инвестиционный чек в Латинской Америке составляет $375 млн. Самой дорогой компанией в регионе является онлайн-банк Nubank, рыночная капитализация которого по состоянию на июль 2022 года составляла $20 млрд.
Многие латиноамериканские стартапы сосредоточены на модернизации существующих структур и улучшении производительности в различных областях. Согласно отчету инвестфирмы Atlantico, в 2020 году 40% венчурных инвестиций в регионе было направлено в финтех-стартапы, а 12% — в стартапы электронной коммерции. К 2022 году это привело к 39% «единорогов» в сфере финтеха и 18% в сфере электронной коммерции. На первый взгляд кажется, что в регионе уже много финтех-проектов и места для новых игроков нет. Но все существующие стартапы лишь формируют новый рынок и экосистему сервисов на нем.
Помимо финтеха и электронной коммерции, в Латинской Америке в ближайшем будущем будет экспоненциально расти сфера технологий в медиа, спорте и развлечениях (в том числе видеоигры и стриминг). К спорту во многих странах региона относятся фанатично: для одних это страсть, для других — возможность социального лифта. Но это конкурентный бизнес, где диджитализация процессов, VR-технологии и геймификация создают возможности быть на шаг впереди конкурента. Индустрии медиа и создания контента стремительно развиваются вместе с ростом среднего класса и доходов, так как в любой экосистеме сервисов контент — это то, что позволяет удерживать клиента.
Также перспективные сферы — пищевые технологии и агротех. В регионе находится 38% пахотных земель всего мира, но в этом секторе есть сложности. Одними из самых перспективных в ближайшие 10 лет тут будут технологии, связанные с повышением эффективности сельского хозяйства, безопасностью пищевых продуктов, сокращением пищевых отходов, производством альтернативных протеинов. Присмотреться стоит и к сферам инфраструктуры и строительства, а также здравоохранения.
Где искать деньги
Как и во всем мире, в Латинской Америке проще всего влиться в местное стартап-сообщество, найти местного кофаундера, привлечь инвестиции или запустить бизнес, пройдя акселератор или инкубатор. В регионе их много. Помимо финансирования, они предлагают предпринимателям и основателям поддержку в разработке продуктов, продажах и маркетинге. Мы разделили самые заметные акселераторы и инкубаторы по странам присутствия.
- Мексика
500 Startups — один из крупнейших в мире стартап-акселераторов, инкубаторов и венчурных фондов. Их латиноамериканская штаб-квартира находится в Мексике, но принимают стартапы они из любой страны региона. С 2011 года 500 Startups успел проинвестировать в более чем 170 местных компаний на общую сумму около $10 млн.
Google For Startups недавно создал собственные программы-акселераторы для стартапов. У них есть отделения по всему миру, в том числе в Мексике, рядом со штаб-квартирой Google в Латинской Америке.
Mass Challenge (MCMX) — еще один из ведущих акселераторов стартапов в Латинской Америке, базирующийся в Мексике. С 2016 года его акселерационную программу прошли 167 стартапов, которые в итоге привлекли в общей сложности $132 млн.
Startup Mexico — крупнейший акселератор в Мексике. За последние пять лет он инвестировал в проекты из более чем 100 различных отраслей. Кроме того, у него есть как программа-инкубатор, так и программа-акселератор. Первая длится полгода, а вторая — 10 месяцев.
- Чили
Start-Up Chile является крупнейшим инкубатором и акселератором стартапов в Латинской Америке по количеству проинвестированных стартапов. Также он входит в десятку самых крупных акселераторов мира. С 2016 года Start-Up Chile обучил почти 2000 стартапов, общая стоимость которых сейчас составляет $2,1 млрд.
- Бразилия
ACE Startups — крупнейший акселератор стартапов в Бразилии, основанный в 2012 году. Его прошли более 300 стартапов, на сегодняшний день он инвестировал в 119 из них. Начиная с 2019 года ACE действует скорее как инвестиционный фонд ранней стадии, инвестируя в стартапы и после окончания акселерационной программы. Организация предпочитает инвестировать в том числе в B2B-стартапы и маркетплейсы.
Startup Farm — второй по величине акселератор в Бразилии. С момента своего создания в 2011 году он акселерировал более 300 стартапов в разных отраслях.
- Другие страны и сетевые акселераторы
Founder Institute — еще один из ведущих мировых акселераторов для стартапов на ранней стадии развития. С 2012 года он также инвестирует в Латинскую Америку, где у него есть офисы в 25 городах и девяти странах — Аргентине, Боливии, Бразилии, Колумбии, Чили, Мексике, Эквадоре, Перу и Венесуэле.
Rockstart Colombia был основан в 2011 году как один из первых европейских стартап-акселераторов. Базируясь в Амстердаме, он также имеет офисы в Копенгагене и, что более важно, в Боготе, столице Колумбии. В Боготе с 2018 года он запустил пятимесячную программу инкубации, в которой на сегодняшний день приняли участие более 50 стартапов.
Wayra является собственным акселератором стартапов испанской телекоммуникационной компании Telefónica. В Латинской Америке у него есть офисы в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Чили, Мексике и Перу. Во всем мире он инвестировал в более чем 400 стартапов, половина из которых из Латинской Америки. Цель Wayra — найти и поддержать стартапы, которые могут работать с Telefónica или корпоративными партнерами и клиентами Telefónica.
Советы за скобками
Чтобы стартап наверняка выжил, а лучше вырос в регионе, прежде всего, нужно правильно выбрать страну старта бизнеса. Латинская Америка неоднородна по языку и экономике. В регионе говорят по-испански, по-португальски, на французском, итальянском и еще на нескольких, менее распространенных языках. Согласно результатам исследования English First, бразильцы владеют английским хуже, чем жители России — это также необходимо учитывать при выборе страны старта бизнеса.
Бразилия, Мексика, Перу, Аргентина, Чили — развитые страны, а номинальный ВВП Парагвая, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа в несколько раз меньше, чем у лидеров региона. Сильно разнятся и уровень проникновения технологий, количество интернет-пользователей и покупательная способность среднего класса, а это часто основная целевая аудитория многих технологических бизнесов.
Второй совет — переезжайте. Латиноамериканская деловая культура основана на взаимоотношениях. Без установления личного взаимопонимания и регулярных встреч лицом к лицу с партнерами, клиентами и инвесторами будет трудно добиться успеха.
И последнее — не стоит забывать про культурный код как всей Латинской Америки, так и конкретного региона, где вы решили открыть свой бизнес. Ужас для бизнесменов всего мира — латиноамериканская сиеста. Перерыв на два-три часа посреди рабочего дня имеет здесь сакральное значение. Другое любимое слово в культуре латиноамериканцев — маньяна, означает завтра. На завтра здесь могут перенести все даже самые важные встречи, дела, задачи, если предстоят удовольствия, — они важнее. Поэтому лучше все планировать заранее.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора