К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Валюта на выручку: восемь примеров малого бизнеса на экспорт

Валюта на выручку: восемь примеров малого бизнеса на экспорт
Что продают зарубежным покупателям небольшие российские предприятия

Лучшая защита от девальвации — поставки на экспорт. По данным ЭКСАР, агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в течение 2014 года количество экспортеров среди предприятий малого и среднего бизнеса выросло на 27%, до 13 500 фирм. При этом 85% из них находится в регионах. Лидерами среди регионов по объемам прироста количества экспортеров в секторе МСП стали Мурманская область (плюс 4200%), Хабаровский край (2100%), Приморский край (1900%). Для сравнения, прирост по Москве составил 139%.

Однако доля экспортеров в общем количестве МСП в России — менее 1%. Почему так мало? ЭКСАР и АО "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" два года подряд проводили опрос, что мешает предпринимателям экспортировать свою продукцию. «70% опрошенных говорят, что проблема даже не в высоких ставках по финансированию, а в отсутствии информационной поддержки. Мы наших клиентов тоже спрашиваем, почему не экспортируют. Они говорят — да мы бы с радостью, и с таможней решим, и логистику готовы организовать, но кому продавать, кто нас там знает? Все упирается в поиски покупателя, — говорит гендиректор ЭКСАР Алексей Тюпанов. — Мы в этой части сейчас совместно с Минэкономразвития делаем совместные бизнес-миссии — вывозим, знакомим. Любого размера предприятия могут участвовать. Единственное условие — сами перелет и проживание оплачивают. Отдельно необходимо отметить, что недавно создана специализированная структура, объединяющая в себе нефинансовые меры поддержки — Российский экспортный центр».

Вторая проблема — стоимость финансирования. По словам Тюпанова, есть программа работы с банками по кредитам МСП под экспортные поставки, она набирает обороты, порядка 100 сделок за 9 месяцев провели. «Наша страховка позволяет снизить стоимость финансирования, к тому же такие кредиты по льготной ставке банки могут рефинансировать в ЦБ. Но пока этого не достаточно, конечно», — говорит он.

 

В 2012 году правительство утвердило первую версию дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Как рассказывает Тюпанов, когда к обсуждению дорожной карты в первый раз подключились предприниматели, оказалось, что по половине их запросов ответ уже есть, просто о нем не все знают. Субсидирование затрат по кредитам? Такая программа есть у Минпрома. Информационная поддержка? Есть бизнес-миссии, информацию о них можно найти на сайтах Минэкономразвития, Минпромторга, Российского экспортного центра. «На следующий год таких миссий будет больше», — обещает Тюпанов.

Небольшие предприятия, которые уже поставляют продукцию на экспорт, — в галерее Forbes.

 
Yotto Group
Фото предоставлено пресс-центром Yotto Group

Yotto Group

Продукт: аттракционы виртуальной реальности

Город: Москва

Год основания: 2009

Старт экспорта: 2014

География поставок: Италия, Сербия, Болгария, Иордания, Узбекистан, Белоруссия, Украина

Доля экспорта в выручке: 30,4%

Компания Yotto Group с 2010 года занимается производством и продажей аттракционов виртуальной реальности ExoJet. Аттракцион представляет собой переоборудованную кабину 5-D кинотеатра, где зритель управляет сценарием фильма с помощью джойстика.

«Аттракционы подобного класса — это симбиоз компьютерных игр и американских горок. Оценив потенциальную емкость рынка, поняли, что среди конкурентов такие продукты никто не производит, так и решили выходить на экспорт», — говорит руководитель отдела франчайзинга Yotto Group Надежда Москаленко.

Первым покупателем российских аттракционов стала французская Laser Game Enterprises, закупив в 2014 году партию ExoJet на €400 000. С тех пор география расширилась (а стоимость моделей в ходе обновлений за год выросла с €44 000 до €53 300).

В 2016 году Yotto Group рассчитывает увеличить экспорт аттракционов на 3-5%, но заявляет, что это никак не отразится на развитии в России.

Фабрика мороженого «Зайца»
Фото Pexels

Фабрика мороженого «Зайца»

Продукция: мороженое

Город: Хабаровск

Год основания: 2005 (прежнее название — «Три желания»)

Старт экспорта: 2012

География поставок: Китай, Южная Корея

Доля экспорта: 5-7%

Заняться экспортом мороженого в Китай фабрика «Зайца» решила, обнаружив там высокий спрос на качественную молочную продукцию и отсутствие конкурентов.

Пробная партия в 5 т обошлась китайцам в $40 000. «Я лично обращался к китайским предприятиям и предлагал наш товар. Они были удивлены нашим поведением, не ожидали, что русские могут такую инициативу проявлять», — говорит генеральный директор «Зайца» Илья Амирханов. Следующую партию на пробу направили в Южную Корею.

По словам Амирханова, контракты с китайскими покупателями заключать проще и быстрее, но поставки не стабильны. С Кореей процедуры оформления сложнее, но действуют импортеры более организованно, что позволяет российской стороне рассчитывать на постоянное сотрудничество.

«БИГ Фильтр»
Фото предоставлено пресс-центром BIG FILTER

«БИГ Фильтр»

Продукция: топливные, масляные и воздушные фильтры для автомобилей

Город: Санкт-Петербург

Год основания: 1988

Старт экспорта: 1996

География поставок: Египет, Израиль, Сирия, США, ОАЭ, Коста-Рика, Германия, Нидерланды, страны СНГ, Болгария, Румыния, Польша, Таиланд, Индия, Финляндия, Марокко, Турция, Греция, Италия, Испания, Бельгия, Мексика

Доля экспорта в выручке: 15%

Первые контракты на экспортные поставки карбюраторных фильтров «Биг Фильтр» заключил с Румынией в 1996 году. «Мы производили модели по лучшим западным аналогам, по цене наша продукция была «красивее» зарубежных аналогов, хотя не уступала в качестве», — говорит президент компании Борис Бейлин.

За 19 лет работы на зарубежном рынке «БИГ Фильтр» заключил контракты на поставки фильтров с 32 странами. Со временем компания расширила линейку экспортных продуктов, теперь за границу идут топливные фильтры всех типов, воздушные и салонные фильтроэлементы.

Romana
Фото предоставлено пресс-центром ROMANA

Romana

Продукция: детские спортивно-игровые комплексы

Город: Домодедово

Год основания: 1999

Старт экспорта: 2006

География поставок: Казахстан, Белоруссия, Чехия, Германия, Польша, Эстония, Канада, Великобритания, Киргизия, Азербайджан, Словакия, Монголия, Румыния, Грузия, ОАЭ, Словения, Южная Корея

Доля экспорта в выручке: 7%

«На зарубежном рынке появился спрос на продукцию, и мы откликнулись», — говорит менеджер Romana Дарья Макарова. Сейчас компания (ЗАО «ЗИСО») ведет переговоры с Нидерландами, Исландией, Ирландией, США, Турцией.

Наибольшим спросом пользуются домашние настенные комплексы, мягкие модули для игровых комнат и уличные детские тренажеры. За 2015 год объем экспортных поставок вырос на 10%.

«Горный Техснаб Холдинг»
Фото предоставлено пресс-центром Горного Техснаб Холдинга

«Горный Техснаб Холдинг»

Продукция: карьерное, дробильно-сортировочное оборудование

Город: Электросталь

Год основания: 2010

Старт экспорта: 2015

География поставок: Белоруссия, Казахстан

Доля экспорта в выручке: 0,5%

«Еще в 2013 году, как началась турбулентность на рынке горнодобывающей продукции, мы всерьез задумались об экспорте», — говорит генеральный директор ГТХ Николай Борисенко.

Подтолкнуло к старту экспортных поставок и обращение белорусской фирмы «Евро Щебень», которая сделала пробную закупку 2 т металлических рифленых сит. На фоне снижения внутреннего спроса холдинг начал развивать экспорт, благо белорусские парнеры заказывали продукцию каждые 3 месяца. Вторым импортером стало горно-металлургическое предприятие Казахстана, не имеющее собственного производства. За год ГТХ продал заграницу 5 т сит.

В 2016 году ГТХ планирует заключить контракты с Узбекистаном и Таджикистаном. «Год назад мы обновили производственный цех, закупили новые станки, поэтому пока обходим российских конкурентов, выпуская сита более высокого качества. Одновременно сдерживаем цены, что делает продукт привлекательным для экспорта в страны СНГ», — говорит Борисенко.

Тидекс
Фото предоставлено пресс-центром Тидекс

Тидекс

Продукция: оптика для научных и промышленных центров

Город: Санкт-Петербург

Год основания: 1994

Старт экспорта: 1994

География поставок: Германия, Австрия, Франция, США, Канада, Мексика, Китай, Австралия, Япония и др.

Доля экспорта в выручке: до 97%

«Мы начали с экспорта. В середине 1990-х рынка оптики в России не было вообще. С 2007-го начали развивать предложение на внутреннем рынке, прежде ни сайтов, ни каталогов на русском языке у нас не было», — рассказывает гендиректор «Тидекс» Григорий Кропотов.

После событий на Украине компания потеряла часть клиентов в Европе (продажи снизились на 15%), в США продажи упали на 20%. Зато за два последних года на 15% вырос объем поставок в Японию, Китай, Индию, Корею, Тайвань и Сингапур.

«Оптика востребована там, где развита наука. Мы не планируем расширять географию, но стремимся к увеличению числа покупателей за счет заключения контрактов с новыми научными центрами и исследовательскими лабораториями экономически развитых стран», — говорит Кропотов.

Борская войлочная фабрика
Фото REUTERS·Alexander Natruskin

Борская войлочная фабрика

Продукция: войлок и фетр, а также детали из войлока для промышленных и приборостроительных предприятий

Город: Бор

Год основания: 1932

Старт экспорта: 1970-е

География поставок: Канада, Литва, Латвия, Польша, Монголия, Узбекистан, Украина, Эстония, Германия

Доля экспорта: 2,5%

Первым импортером войлочной фабрики из Нижегородской области стал Египет, поставки синтетического войлока начались для строительства Асуанской плотины. За последние два года спрос на экспорт упал, а ряд предприятий Польши, Литвы и Украины и вовсе отказались заключать новые контракты, хотя прежде были постоянными партнерами. Белоруссия продолжила сотрудничество, но сократила объем заказов.

За год объем поставок войлочной продукции на экспорт снизился с 13,6 т до 10,1 т. Причину снижения экспорта руководство фабрики связывает со сложным положением России на мировом рынке.

Ignis
Фото предоставлено пресс-центром Ignis

Ignis

Продукция: огненные и светодиодные инструменты для выступления артистов цирка и световых шоу

Город: Долгопрудный

Год основания: 2011

Старт экспорта: 2014

География поставок: США, Канада, Мексика, Гваделупа, Бразилия, Чили, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Сингапур, Вьетнам и др.

Доля экспорта: 90-95%

В 2014 году на фоне снижения покупательной способности со стороны российских акртистов в компании решили сделать упор на экспорт. «Кризис нас не коснулся, поскольку экспорт продолжает расти, ну а мы продолжаем совершенствовать товар, одновременно вкладываясь в рекламу и маркетинг», — говорит основатель Ignis Григорий Журавлев.

Некоторые зарубежные покупатели стали не только постоянными заказчиками, но и дистрибьюторами, один из них — артист Юта Имамура, продвигающий товар в Японии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+