С первого декабря власти КНР ликвидировали последние льготы, которыми пользовались в стране иностранные компании: теперь их заставят платить налоги на содержание городского хозяйства и на строительство, а также сборы в образовательный фонд, который раньше они не платили. По оценке China Daily, это приведет к росту налоговой нагрузки на них на 10%, однако, поскольку о повышении налогов было известно давно, вряд ли это тяжело отразится на действующем в стране иностранном бизнесе.
Теперь налоговая система в КНР стала унифицированной и не предлагающей никаких особых льгот иностранным инвесторам. Это результат планомерной политики, проводимой уже на протяжении нескольких лет. Самым крупным шагом в этом направлении стало уравнивание с начала 2008 года ставок налога на прибыль для иностранных и китайских компаний на уровне 25% (до этого иностранцы платили 18%, китайцы — 33%).
Ликвидация льгот сопровождается публикацией в государственных СМИ многочисленных комментариев менеджеров иностранных компаний, которые вместе с китайскими экспертами говорят о том, что Китай по-прежнему замечательное место для инвестиций. О том, что Китай по-прежнему приветствует иностранных инвесторов и в отношении к ним ничего не изменилось, регулярно заявляют и чиновники китайского правительства.
Тем не менее изменения происходят. Незадолго до произошедшей окончательной унификации налоговой системы государственное агентство «Синьхуа» опубликовало пространный комментарий, в котором строго указывалось, что иностранным компаниям не стоит жаловаться на ухудшение инвестиционного климата в КНР и высказывать недовольство проводимой в стране экономической политикой: эпоха, когда «рынок менялся на технологии», а у иностранцев был в стране особый статус, прошла; надо пересматривать свои стратегии и приспосабливать их под изменяющуюся китайскую модель экономического развития.
Далее указывается, что поскольку рынок в КНР на начальном этапе реформ был неразвит и привлечь прямые иностранные инвестиции было трудно, иностранцами предоставили «слишком много» налоговых льгот по сравнению с китайскими предприятиями. Как следствие, они не очень-то стремились повышать эффективность производства. В итоге «множество таких малоэффективных иностранных предприятий пришли в страну, и это вовсе не то положение, на которое рассчитывал Китай».
Политика наращивания экспорта и иностранных инвестиций привела к тому, что «положительное сальдо торгового баланса — у Китая, загрязнение окружающей среды — тоже в Китае, а прибыль — в Европе». При этом экономический кризис показал всю порочность опоры на экспорт и иностранные инвестиции и повлек за собой политику переориентации на внутренний спрос, провозглашенную китайским правительством вскоре после начала кризиса. Иностранным компаниям необходимо принять новую реальность и перестать жаловаться, повышать свою эффективность, больше вкладываться в техническое перевооружение и разработки в Китае. Другого выхода у них, собственно говоря, и нет, поскольку «в условиях серьезных изменений, происходящих в структуре глобального спроса, китайский рынок будет главным пространством для расширения мирового рынка».
Речь, таким образом, идет об изменении баланса сил в отношениях с иностранными инвесторами. С точки зрения китайских властей, теперь Китай скорее нужен инвесторам, чем инвесторы — Китаю. На практике это уже проявилось в ходе конфликта китайских властей с Rio Tinto, сопровождавшемся арестом сотрудников компании по обвинению в шпионаже в 2009 году, а также в ходе конфликта Пекина с Google в текущем году. В обоих случаях КНР вышла победительницей, так что практика, вероятно, будет расширяться.
Впрочем, иностранные инвесторы и сами давно поняли, что Китай не хочет больше быть мировой фабрикой, производящей дешевые товары на экспорт. В первом полугодии 2010 года прямые иностранные инвестиции в КНР выросли на 19,6% и достигли $51,43 млрд. Но обрабатывающей промышленности это посткризисное возрождение почти не коснулось. Инвестиции в нее выросли по сравнению с кошмарным первым полугодием 2009 года всего лишь на 1,9%, в структуре прямых иностранных инвестиций на нее теперь приходится менее половины. Зато на 38,2% выросли инвестиции в сферу услуг.
Дешевая китайская рабочая сила скоро окончательно уйдет в прошлое. Например, средние заработки сотрудников на автомобильном предприятии Guangzhou Honda составляют 57000 юаней в год ($8570), на Shanghai General Motors – 46580 юаней (около $7000) (по данным, опубликованным в апреле)Средняя месячная зарплата работника АвтоВАЗа во втором квартале составляла 17799 рублей, в октябре поднялась до 20 264 рубля.
Таким образом, сотрудники АвтоВАЗа уже получают меньше, чем некоторые из их китайских коллег. Разумеется, Guangzhou Honda и Shanghai GM — лидеры по размерам зарплат в китайском автопроме, но другие компании подтягиваются к их уровню, например на предприятиях Great Wall Automobile зарплаты составляют 32 800 юаней в год (более $4900). И нет сомнений, что далее расти китайские зарплаты будут быстрее, чем российские, — в силу более высоких темпов роста экономики, намечающейся нехватки рабочей силы и практически неизбежного повышения курса юаня.