После предыдущего конкурса нас завалили вопросами: когда следующий? Причем спрашивали не только основатели стартапов, поздно узнавшие о возможности участвовать в конкурсе и вести собственные блоги (все посты полуфиналистов конкурса Forbes 2011 года можно почитать здесь), но и некоторые члены жюри, выступавшие менторами проектов. «Если бы McKinsey & Co выставила нам счет за все то время, что вы на нас потратили, мы бы не потянули», — признался на церемонии награждения Дмитрий Юрченко, сооснователь проекта «Кнопка жизни», благодаря своего ментора Руслана Алиханова.
Мы ищем стартапы, уже миновавшие стадию обкатки идеи, — тех, кто дошел до создания прототипа или до первой сделки с клиентом. Компания должна быть зарегистрирована не ранее 1 сентября 2011 года. Условия участия в конкурсе и требования к заявкам можно прочитать здесь.
Заявки принимаются до 20 октября (внимание, срок приема заявок продлен до 30 октября включительно!), после чего жюри, куда входят известные бизнесмены и эксперты, определит 10 полуфиналистов. С 1 ноября по 1 июня они будут вести блоги на сайте Forbes.ru, рассказывая о своем стартапе, о том, с какими проблемами столкнулись, какие неожиданные вопросы возникли, какие прорывы случились.
Успешный опыт
Впервые Forbes провел конкурс стартапов совместно с компанией Google — «Бизнес-проект 2010». Все три призера сегодня сильно выросли и привлекли инвестиции. Vizerra получила €4 млн от фонда прямых инвестиций Solway Investment Group, Ecwid — $1,5 млн от фонда Runa Capital, сервис «Моё дело» — $4 млн от Klever Internet Investments Limited.
Примечательна и судьба победителей конкурса стартапов Forbes, закончившегося в июне этого года. Станислав Тихонов, первый инвестор в сервис Будист.ру, где незнакомые люди будят друг друга, позвонил основателю Грачику Аджамяну сразу, как только узнал о проекте из заявки на сайте Forbes.ru летом 2011 года. В декабре стартап выиграл грант от фонда Павла Дурова и Юрия Мильнера, а в июне 2012 года фонд LETA Group Investment&Venture вложил в компанию более $2 млн. Компания «Ринтех», входящая в ГК «АйТи», подписала инвестиционное соглашение с проектом «Кнопка Жизни» (второе место в конкурсе) о готовности вложить в него более 35 млн рублей. А устройства медицинской сигнализации уже продаются во всех салонах МТС Москвы и Московской области по цене обычного «бабушкофона» (2990 рублей).
Победителя конкурса — проект «Все свое» — язык уже не поворачивается называть стартапом: бизнес генерирует стабильную выручку, среди корпоративных клиентов «Газпром», Россельхозбанк и «Альфа-Страхование».
Как готовить презентацию
В качестве бонуса — несколько советов, которые могут пригодится при подготовке презентации, необходимой для подачи заявки на конкурс. Член жюри Сергей Белоусов, старший партнер венчурного фонда Runa Capital, основатель и совладелец компаний Parallels, Acronis, Rolsen, Acumatica, говорит, что из-за неверной презентации инвесторы нередко пропускают хорошие проекты. Каковы самые распространенные ошибки, по его наблюдениям?
1. Неумение о себе рассказать. «Приходя к инвестору, обязательно нужно очень тщательно познакомить его с каждым членом команды, начиная с самого себя, объяснить, какой у кого опыт, почему вы вообще пришли к мысли делать собственный бизнес. Представьте, будто вы нанимаетесь на работу», — говорит Белоусов. Не стоит забывать, что инвестиции в стартапы на ранней стадии — прежде всего, инвестиции в конкретных людей, которые вызывают доверие. Куцим абзацем на последнем слайде презентации не обойтись.
2. Нет среднесрочного бизнес-плана. «Стартаперы очень любят рассказывать о том, какой у них будет годовой доход, но почти никогда не показывают хоть какого-то документа, где продукт привязан к продажам и затратам, вообще к любым важным реальным показателям», — отмечает Белоусов. Инвестору хотелось бы видеть план на три-пять лет, хотя бы приблизительный.
3. Нежелание делать бизнес-план. «Я вряд ли сам дам инвестиции человеку, который собрался что-то там поделать без более-менее четкого понимания, как он собирается развивать свой проект», — говорит Белоусов.
4. Нежелание видеть конкурентов. Презентация, в которой написано, что у проекта нет конкурентов, вызывает подозрения. «Люди либо пытаются самих себя обмануть, либо просто занимаются какой-то ерундой».
5. Нет фокуса. Нельзя, выходя на рынок, предлагать все и всем сразу. У любого продукта есть целевая аудитория.
Андрей Мовчан, управляющий партнер инвестиционной компании «Третий Рим», активно развивающей стартап-банкинг, советует ответить в презентации на три ключевых вопроса: почему продукт будет востребован потребителями; почему он лучше конкурентов; почему инвестор должен поверить именно в эту команду?
Удачи!