К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Основатель «Сбарро»: «Тогда было принято ходить с пистолетами»

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Мераб Елашвили о том, как изменилась бизнес-среда и сами предприниматели за десять лет и время ли сейчас для новых проектов

Ситуация в бизнесе 10 лет назад и сегодня — небо и земля. Когда я начинал заниматься бизнесом в 1993 году, мне было всего 19 лет. Тогда было принято ходить с пистолетами (я не ходил). Сейчас все более цивильно: юристы свое место занимают, бизнесмены — свое. Во все времена есть свои преимущества. Тогда конкуренции не было совершенно, сейчас вести бизнес более безопасно. В целом все неплохо, но нам еще далеко до цивилизации.

Сегодня функционирует система поддержки бизнеса. Но все еще нет длинных денег, нет дешевых денег. Предприниматели и в этих условиях умеют работать, но все-таки это неправильно, когда мозги владельца каждый раз такими вещами загружены, это не очень хорошо для бизнеса. И вряд ли в ближайшее время что-то изменится.

Многие молодые люди сейчас уезжают учиться на Запад и остаются там, не хотят возвращаться. И это добавляет бизнесу ощущение непредсказуемости. Речь не только о кадрах, но и том, в расчете на кого строить бизнес. Нет молодежи — нет движения. Мы должны что-то срочно придумать, чтобы молодые хотели оставаться в России и мечтали работать не только в госструктурах. Посмотрим, какие стимулы развиваться дальше создаст новое правительство.

 

Лично я не боюсь начинать новые проекты. Например, скоро запускаем сеть хостелов. В Москве сумасшедшие цены в гостиницах и в крупных российских городах тоже. А в Австрии, в Англии, в США многие люди, приезжающие в город на сутки-двое, останавливаются именно в хостелах: чисто, аккуратно, недорого.

Мы просчитали бизнес-план при цене за место около 800 рублей и загрузке 69% в регионах, 74% — в Москве. Выходит, что с финансовой точки зрения интересно не строить с нуля, а арендовать помещения и делать реконструкцию. Cейчас мы как раз в процессе поиска помещений, буду выходить на глав регионов — хотим встать в правильных местах. Если без их помощи решать этот вопрос, помещения обойдутся слишком дорого, не та будет экономика проекта. На первой фазе проекта планируем открыть хостелы в Москве, Санкт-Петербурге и еще двух крупных городах. В каких именно, зависит от того, с кем первым договоримся. Я не думаю, что нам откажут: сейчас все регионы в развитии туризма заинтересованы. Наши рестораны, а их уже 285, работают в 44 городах 5 стран, и мы неплохо себя чувствуем.

 

Предприниматели сами за десять лет изменились. До кризиса во главе угла у всех были география и выручка, теперь все внимательнее смотрят на финансовый поток: если точка не генерирует денег, ее лучше закрывать, не стесняться. Это не просто. У меня были примеры закрытий неэффективно работавших ресторанов и в России, и на других рынках. Мы, например, полностью закрыли в 2010 году Украину: до кризиса открыли там рестораны во всех крупных городах, но гривна упала, а все ингредиенты импортные. Цены не могли поднимать — конкуренция. Я посчитал, и решил, что нет смысла несколько раз этот бизнес дотировать.

Нужно всегда отслеживать текущую эффективность. Часто бывает, что перспективный ресторан после открытия нового торгового центра по соседству уже не тянет.

В проекты, где ты не можешь сам контролировать ситуацию, лучше не идти. Мы открыли с местным партнером ресторан Viaggio в Египте. Через полгода увидел, что показатели не те, что планировали, что он не выполняет всего, что обещал. В итоге я продал ему бизнес и вышел из проекта. Как оказалось, очень вовремя.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+