В четверг в Сколково официально стартовали продажи первого в России электромобиля — Mitsubishi i-MiEV. Он будет стоить огромную сумму — 1,8 млн рублей (при европейской цене €33 000-35 000). Россия не первая страна, где стали продаваться эти электромобили. Например, в Норвегии их продано уже 552 (из 2350 проданных по всему миру). Норвегия — чемпион по продажам электрокаров, несмотря на то что в 30-градусный мороз у i-MiEV, например, запас хода сокращается с обычных 150 км до 60 км.
В России i-MiEV действительно первая электромашина, которую можно будет купить у официального дилера, и интересна она прежде всего потому, что вместе с ней должна прийти и вся инфраструктура для электромобилей. Чтобы полностью зарядить i-MiEV от обычной розетки, нужно потратить 8 часов. Если приехать на специальную зарядную станцию, время зарядки сокращается до 3,5 часа или даже до получаса, в зависимости от мощности зарядного устройства. Можно купить зарядное устройство самому и установить его с помощью «Мосэнергосбыта». «Розетка», которая зарядит авто за 3-4 часа, стоит несколько тысяч долларов, самая быстрая — $30 000-40 000. Но МОЭСК, которая взялась за развитие инфраструктуры электромобилей, обещает сделать русские «зарядки» подешевле.
В рамках пилотного проекта МОЭСК обещает создать за год сеть из 28 зарядных станций. Розетки компании Evolta установят в торгово-развлекательных комплексах, на многоуровневых парковках, объектах МОЭСК, существующих АЗС и в частных домовладениях. Одна зарядка автомобиля будет стоить от 120 рублей плюс наценка компании, предоставляющей эту услугу. Но в ближайший год зарядка будет предоставляться бесплатно — как награда тому, кто ее отыщет в Москве. Помогать в этом будет в том числе мобильный софт, с помощью которого можно будет узнать, есть ли свободные зарядки в городе, а также забронировать подзарядку.
Генеральный директор Mitsubishi Motors Россия Шим Фудзиока говорит, что видит основные продажи i-MiEV в частном секторе. Хотя при нынешней цене и отсутствии инфраструктуры в это не очень верится. Скорее перспективным можно считать корпоративный рынок, и то очень узкий сектор. Обычным развозчикам пиццы, которые облюбовали маленькие экономичные машины, этот автомобиль явно не по карману.
На i-MiEV уже ездят полицейские Великобритании и таксисты в Токио. Количество российских заявок на i-MiEV «Рольф» не раскрывает, но вряд ли оно измеряется сотнями. Проблема в отсутствии инфраструктуры и в цене.
Посчитать экономичность этого автомобиля можно следующим образом. Возьмем бензинового одноклассника Mitsubishi i-MiEV — Yaris. Максимальный расход топлива Yaris в городском цикле — 6,7 л на 100 км. При средней стоимости бензина 28,5 рубля выходит 286,4 рубля за 150 км. Для i-MiEV те же 150 км стоят 120 рублей. Даже при очень большом пробеге 50 000 км в год разница в цене двух автомобилей (i-MiEV дороже Toyota на 1 млн рублей) окупится почти за 20 лет. Притом что батареи i-MiEV хватит всего на 10 лет. Надо, правда, отметить, что речь шла о зарядке на станции: тем, кто имеет возможность подключить автомобиль к розетке в собственном гараже, одна зарядка обойдется всего в 40 рублей, и в этом случае оправдать покупку i-MiEV вместо все того же Yaris удастся лет за 12-13.
Конечно, в этом расчете мы не учли, что электромобили дешевы в эксплуатации, практически не нуждаются в сервисном обслуживании, да еще и не портят окружающую среду. Но невозможно предсказать, как скоро развитие инфраструктуры позволит владельцу наслаждаться этими преимуществами и не беспокоиться о том, что заряд на исходе, потому что электрозарядка есть в каждом дворе.