Текст: Иванова Ирина
Ветер перемен: итоги яхтенного чартерного сезона
Как с кризисом меняется рынок чартерных яхт
и почему компании любят русских туристов
Рынок чартера медленно, но восстанавливается после кризиса. Этому способствовали два фактора: падение продаж на рынке яхт и… активные публикации в прессе материалов со звездами шоу-бизнеса, отдыхающих на роскошных яхтах, взятых в аренду.
К таким выводам пришло английское маркетинговое агентство Future Market Insights (FMI), проводящее исследования мировых и европейских рынков.
Продажи падают, рынок растет
«Чартерный рынок начал восстанавливаться после рецессии», — утверждает Крис Сесил-Райт, глава компании Cecil Wright & Partners. По его словам, те, кто первоначально хотел приобрести яхту, приостановили процесс покупки и обратились к чартеру. Индустрия строительства яхт пострадала, и этот бизнес только сейчас вернулся к нормальному уровню. «Строго говоря, прошлые два года были довольно тихими на чартерном рынке, — говорит Сесил-Райт, — но в этом году он заметно вырос».
Оптимистические цифры нашли свое отражение в отчете агентства FMI «Чартерный рынок яхт: глобальный анализ и прогноз 2015–2020». Объем глобального чартерного рынка в 2014 году оценивался в $35 млрд, прогнозируется его увеличение до $51 млрд к 2020 году. Ожидается, что рынок Восточной Европы будет расти на 7,2% в год, в то время как другие регионы увеличат свой рост на 6,5%.
Для людей с высоким доходом фрахтование яхт оказывается более доступно и менее проблематично, чем приобретение яхт, которое требует не только серьезных вложений, но и временных затрат и усилий, связанных с обслуживанием лодки, а также оплаты пошлин, мест стоянок, персонала, страховок и пр. Немало усилий к росту спроса приложили и сами чартерные компании. В СМИ часто появляются положительные отзывы и красочные фотографии знаменитостей на яхтах. Благодаря этому создается положительный имидж чартера и о возможности аренды лодок узнают те, кто в кризис отказался от постройки и приобретения новых яхт, и те, кто о них мог только мечтать.
Яхты и шоу-бизнес
«Звезды американского шоу-бизнеса — большие поклонники чартера яхт», — делится своими впечатлениями Ирина Ильина, брокер по аренде яхт компании Aquamarine Yacht Group, чьи офисы расположены в Майами и в портах Кап-Ферра и Болье-Сюр-Мер.
Чартеры в США, особенно в Майами, отличаются от европейских. Обычно, по словам Ильиной, на одну лодку собирается пара десятков звезд, все пьют пиво и иногда шампанское. Эти же звезды заезжают и на Лазурный Берег. Любят чартеры Рианна, Бейонсе и Jay Z, Донателла Версаче, Ди Каприо, Мадонна и другие знаменитости, для которых это часть работы на имидж.
«Кризис, безусловно, влияет на спад продаж яхт по всему миру, и, чтобы не потерять лицо перед общественностью, потребитель начинает активно арендовать лодки, — уверена Ильина. — Яхты — это имидж успешности и уверенности. Мужчины на многое способны ради женщин. Красотки на пляжах Сен-Тропе не особо вникают, ваша яхта или чартерная, зато нужный эффект достигнут».
Популярные маршруты — 2015
Наиболее популярными маршрутами в этом году по-прежнему оставались средиземноморское побережье Франции и Италии. Но также большую популярность набирают чартеры в Хорватии и Черногории, где инфраструктура заметно улучшилась за последние годы и стала соответствовать представлениям взыскательных российских клиентов об отдыхе класса люкс. С прошлого лета молодежь снова вернулась на Ибицу и Миконос, где атмосфера веселья в режиме нон-стоп не подвластна никаким финансовым кризисам. Зимой среди направлений традиционно лидируют Карибы и Багамы.
«В этом году количество новых резидентов Монако и Франции значительно увеличилось, — рассказывает Ирина Ильина. — В зимней ссылке было намного больше русскоговорящей публики, поэтому сезон чартера яхт не заканчивался даже в январе, когда погода благоволила однодневным поездкам. В этом году из-за нестабильной экономической ситуации наши клиенты пробуждались очень поздно, тем не менее к июлю спрос превысил предложения на рынке, и некоторые остались даже без лодок».
«Этим летом стоит отметить большую востребованность Балеарских остров», — добавляет Вилена Павлова из компании Burgess. По ее словам, недавние изменения в испанском морском законодательстве сделали возможным получение коммерческими яхтами испанской лицензии, освобождающей от уплаты мартикулярного налога. Новая налоговая перспектива привлекла в этот регион большое количество яхт, доступных для аренды. «Среди российских клиентов стало больше запросов на Турцию, — добавляет Павлова. — Это мы можем связать скорее с санкциями, введенными против нашей страны».
Константин Устинов, чья компания Yacht Life расположена на Майорке и специализируется на Балеарах, подтверждает факт увеличения интереса именно к этому региону: «В этом году количество чартеров у нас выросло в три раза по сравнению 2013 годом. Наши самые популярные направления — это, конечно, Майорка и Ибица с посещением Форментеры. Менорка менее востребована, менее раскручена, но и на нее есть определенный контингент желающих». Это, как правило, day-charter — аренда на один-два дня, и в большей степени в этом направлении пользуются спросом моторные яхты, а не парусные.
«Основные наши клиенты — немцы, — рассказывает Константин. — У нас берут в чартер яхты известные немецкие деятели, телеведущие, артисты, а также политики и бизнесмены. Российские знаменитости тоже бывают, но большинство из них отдыхает на Лазурном Берегу. Яхты арендуют преимущественно с мая по октябрь. Сезон парусных яхт немного длиннее». Практически все яхты компании от 50 до 110 футов популярны в сезон. А скоростная Mangusta 108 бронируется за полгода до начала сезона. В сутки стоимость этой яхты обойдется около €13 000.
60 метровая суперяхта, обладательница
титула «Лучшая яхта 2010 года», является истинным шедевром
знаменитой немецкой верфи Lürssen.
Просторная и функциональная
планировка, изысканный интерьер
создают в помещениях яхты неповторимую атмосферу душевного
покоя и способны удовлетворить запросы самых искушенных
и взыскательных любителей морских круизов.
В шести прекрасно отделанных каютах могут с максимальным
комфортом разместиться 12 гостей.
На борту есть всё для незабываемого отдыха:
главный салон с элегантной обстановкой, тренажёрный зал с панорамной лаунж-зоной на верхней палубе, огромный выбор водных игрушек, собственный аквапарк и невероятная коллекция вин.
На борту есть всё для незабываемого отдыха:
главный салон с элегантной обстановкой, тренажёрный зал с панорамной лаунж-зоной на верхней палубе, огромный выбор водных игрушек, собственный аквапарк и невероятная коллекция вин.
Реклама
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ОТДЫХ НА ЯХТАХ
Размер имеет значение
В сегменте до 30 м спросом пользуются такие бренды, как Princess и Sunseeker. Стоимость некоторых популярных моделей:
Princess 64 (20 м) — €4000–5000 в день, €26 000–32 000 в неделю
Princess 23 м — €25 000–28 000 в неделю
Sunseeker Predator 82 (25 м) — €6000 в день, €38 000 в неделю
Sunseeker 90 (27м) или Princess 95 (29 м) — €7500–9000 в день, €50 000–60 000 в неделю.
Яхты меньших размеров можно взять и по цене €1000–2000 в день; так, например, Bavaria 43 (14 м) обойдется примерно в €1500 евро в день.
Самая ходовая модель парусного катамарана в 44 фута (13 м) стоит €5000–7000 в неделю в зависимости от месяца и региона плавания.
Если бюджет и положение позволяют, то нет проблем и с арендой яхт, имена которых хорошо известны, чьими владельцами являются представители топ-100 мировых рейтингов.
Например, чартер Kissmet II от верфи Lurssen (95 м) или Ace (87м) стоит от €1 млн в неделю.
Anastasia от Oceanco (75 м) — $700 000 за неделю. Самые большие парусные яхты мира — 90-метровую Athena и 88-метровую Maltese Falcon можно арендовать за полмиллиона долларов в неделю и €350 000 соответственно.
Бейонсе — постоянная клиентка чартерных компаний, стоимость недели отдыха на 55-м яхте Benetti Altitude, где ее неоднократно видели, — $225 000.
Согласно данным исследования агентства Future Market Insights, более половины рынка 2015 года занимают яхты так называемого среднего размера, длиной от 30 м до 50 м. Однако спрос на небольшие яхты (до 30 м) увеличивается и ожидается темп роста на 8,5% в год.
«Чартерные яхты меньших размеров обычно популярны на маршрутах вдоль южного побережья Франции и до Корсики. Яхты побольше берут в чартер для путешествий от Сен-Тропе, Канн, Монако до Амальфи в Италии и до живописных берегов Греции и Турции», — обобщает глава компании West Nautical Андрей Ломакин. Актуальным трендом этого сезона он называет бронирование яхт больших размеров на больший промежуток времени. Обычным делом становятся запросы на чартер яхт размером 60 м на месяц и более. «В это трудно поверить, но подавляющее большинство таких яхт заранее расписано на чартеры июля-августа», — добавляет Ломакин.
Чартер для отдыха или для бизнеса?
Конечно, яхту в аренду как частные, так и корпоративные клиенты в основном берут для отдыха. Причем отдых становится все оригинальнее. «Популярен и событийный чартер, — делится Крис Сесил-Райт. — Канны и Монако устраивают несколько крупных мероприятий в течение года — Каннский кинофестиваль, Каннские Львы, «Формула-1» и другие, и везде используются яхты». По словам Сесил-Райта, арендуют яхты с вертолетом и для того, чтобы покататься на горных лыжах, подобные заказы становятся модными. Сейчас компания изучает возможности организации путешествия для одного клиента, который хочет зафрахтовать яхту с вертолетом и отправиться в Антарктиду кататься на лыжах.
Парусные яхты берут в чартер и для спортивных соревнований. В этом случае важно, чтобы яхты были одного размера и класса.
Вилена Павлова из Burgess Москва отмечает: «Есть и любители межсезонного отдыха, которые независимо от времени года хотят заняться дайвингом и отправляются, например, на Галапагосские острова». Встречается особенный класс яхтсменов, которых Вилена называет исследователями, для них также нет сезонности, скорее привлекают экзотические места, такие как Фиджи, Аляска.
Есть и клиенты, которым яхта необходима для бизнеса — организации важных встреч в непринужденной обстановке, где высока вероятность подписания контрактов.
У кого брать яхты в чартер?
На открытом чартерном рынке — 1400 яхт разного размера. И еще, вероятно, столько же яхт «серого рынка», когда компании или владельцы сдают яхты полулегально или вовсе нелегально. Этим грешат мелкие компании, у которых, как правило, цены ниже рыночных.
«Отдавать предпочтение в выборе брокера, безусловно, лучше крупным игрокам рынка», — уверены менеджеры Burgess. Тем, кто хоть раз сталкивался с арендой яхт, хорошо известна Международная ассоциация MYBA (Mediterranean Yacht Brokers Association) — это международная профессиональная организация, основанная в 1984 году группой ведущих яхтенных брокеров с целью формирования стандартов профессионализма и этики в яхтенной индустрии в странах Средиземного моря и по всему миру. Критерии для вступления в MYBA настолько высоки, что попасть туда могут только проверенные яхтенные брокеры со значительным опытом работы и рекомендациями членов ассоциации. Ассоциация предоставляет клиентам гарантии и ощутимые привилегии при работе через своих брокеров. Выбирая сотрудничество с профессионалами, клиенты всегда будут защищены.
На сегодняшний день конкуренция на рынке достаточно высокая. Чартерных брокеров сотни. Лидерами мирового рынка являются Camper & Nicholsons, Edmiston, Burgess, Fraser, YPI, и фактически в любом офисе международных компаний есть русскоговорящий персонал.
- 60 метровая суперяхта — победительница конкурса
World Superyacht Award 2014 — результат совместной работы
голландской верфи Amels и компании Imperial.
С дизайном от Тима Хейвуда и роскошными интерьерами от Лауры Сесса,
суперяхта является воплощением совершенного стиля
и современных технологий.
Шесть кают на борту, включая роскошные мастер-апартаменты с отдельным кабинетом, позволяют с комфортом разместить 12 гостей.
На просторной верхней палубе длиной 23 метра, есть всё для расслабленного отдыха
на свежем воздухе и принятия солнечных ванн.
В части корабля для удовольствия гостей устроен большой пляжный клуб с сауной
и тренажерным залом, куда можно попасть прямо из гостевых кают на нижней палубе. Специально для яхты разработан уникальный тендер,
а на носовой палубе находится вертолетная площадка.
Реклама
НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ОТДЫХ НА ЯХТАХ
Особенность русского клиента
«Идеально, чтобы в западной компании был свой, российский яхтенный брокер, понимающий нюансы нашей российской ментальности, потакающий самым сумасшедшим запросам клиента, умеющий хранить тайны клиента и смотрящий без снобизма на все происходящее на борту лодки во время чартера. Про ханжество в нашем бизнесе стоит забыть», — убеждена Ирина Ильина из Aquamarine Yacht.
Ирина называет одной из особенностей клиентов из СНГ «хочу лодку через 5 минут и живем как в последний раз» и спокойно относится к звонкам в 4 утра с просьбой найти яхту на 10 утра, чтобы порадовать партнера по бизнесу или мотивировать на подписание сделки. Обычно клиенты предпочитают проводить переговоры в дизайнерских интерьерах под бокал rose либо в бассейне на корме мегаяхты. Также среди частных заказов — детские дни рождения и «захват» яхты пиратами, романтические признания в любви и предложения руки и сердца на закате. «Мои клиенты не любят показухи, — рассказывает Ильина. — Они ценят комфорт, конфиденциальность, роскошь, изысканную еду и алкоголь, возможность заснуть в Монако, а проснуться в Портофино. Я очень люблю своих «подопечных» за гурманство. Это умение наслаждаться жизнью очень отличает нас от других, порой раздражает моих французских коллег и так радует меня».
«Как бы курьезно это ни звучало, меньше всего возни и заботы с клиентами из России, — соглашается Константин Устинов. — Они ценят сервис, и с ними всегда можно договориться. Русские клиенты — самые воспитанные и интеллигентные. Они придерживаются оговоренных правил и остаются благодарными после окончания чартера, чего нельзя сказать, например, об английских клиентах».
Чартер, которого нет
Россия богата водными путями и маршрутами для путешествий, она красива и привлекательна. Но эксперты рынка в один голос объявили: «В России чартера нет».
«В первую очередь потому, что недостаточно флота», — уверен Андрей Бойко, глава Burevestnik Group, владеющий и управляющий несколькими российскими яхт-клубами.
Владимир Щелин, бывший коммерческий директор компании «Тиммерман Яхты», по своему опыту считает, что инфраструктура для путешествий на яхтах развивается, но очень медленно. По его словам, появились новые яхт-клубы на Волге и других реках, на Черном море и Финском заливе. У россиян популярен маршрут до Волгограда и Астрахани. Есть сценарии путешествия из Москвы в Санкт-Петербург с остановками в Угличе, Ярославле, яхт-клубах на Рыбинском водохранилище с возможностью охоты и рыбалки. Горицы с монастырями, Кижи и Валаам, фольклорная деревня на реке Свирь. Два огромных озера на маршруте — Ладога и Онега, которые по судоходству приравнены к морям, и есть возможность посмотреть старые речные системы: Мариинскую система, Кубенское озеро, Северную Двину. «Также из Онеги по Беломорско-Балтийскому каналу можно дойти до Соловецких островов, посетив монастырь и ГУЛАГ, — перечисляет Щелин. — Потенциально могут быть интересные маршруты по сибирским рекам и особенно по Байкалу».
Однако несмотря на несметные богатства страны, с точки зрения наличия «на чем ходить» ситуация не такая оптимистичная. Хотя есть спрос, но нет флота и нет условий для чартера, нет чартерных компаний, уверен Щелин.
«У моих коллег, — продолжает Владимир, — есть опыт сдачи 35-метровых яхт в аренду в России, но они забукированы практически на весь сезон еще до наступления сезона судоходства. Как правило, это «свои люди» из окружения владельцев яхт, а также известные бизнесмены, политики, губернаторы разных областей». По мнению эксперта, развитие чартерного рынка в России сдерживается не очень развитой туристической инфраструктурой, низким уровнем сервиса, отсутствием соответствующих судов и страхового рынка, обслуживающего чартер, а такого понятие как МСА для чартерных яхт в России просто нет.
Так что русским остается оставлять свои деньги и получать максимум удовольствия не на родине, а в европейских и американских водах на роскошных чартерных судах и с великолепным сервисом.
Ветер перемен:
итоги яхтенного чартерного сезона
Текст: Иванова Ирина
Фото: фотобанк Лори
Forbes.ru, 2015
16+