Фильм «Потерянный день», всего лишь выложенный в интернете и не показанный ни на одном телеканале мира, уже три дня определяет российскую политическую повестку: его комментируют президент и премьер-министр, о нем в кулуарах разговаривают чиновники.
Снятый по телевизионным канонам документальный фильм о промедлении главнокомандующего Российской армии в самый ответственный для страны момент, когда Грузия напала на Южную Осетию, появился в сети в двух версиях. Короткая под названием «Трусость Медведева убила 1000 человек» была выложена в YouTube 5 августа и уже собрала больше 170 000 просмотров, а полная — 7 августа, аккурат к визиту Дмитрия Медведева в Цхинвали. В фильме генералы — бывший командующий миротворческими силами Марат Кулахметов, генерал-лейтенант Валерий Запаренко, возглавлявший в Генштабе главное оперативное управление, и сам бывший глава Генштаба Юрий Балуевский — вспоминают конфликт в нелицеприятном для Медведева ключе. Одни говорят, что смена главнокомандующего (уход Владимира Путина с поста президента и избрание Медведева) дала Михаилу Саакашвили толчок для агрессии против Южной Осетии, а Балуевский прямо говорит — Медведев молчал и не мог принять решения, пока не получил «пинка» из Пекина от Путина.
Главной загадкой фильма, ставшего сенсацией, стали его производители: ни одна телестудия, с которой откровенничали статусные военачальники, не призналась в причастности к производству.
Люди, приехавшие снимать фильм в Осетию, представлялись сотрудниками телеканала ТВЦ или «Пятого канала», рассказывает Forbes высокопоставленный источник в руководстве ЮО. Источник называет фильм «провокацией против Медведева».
Как полагает источник Forbes, близкий к администрации президента России, фильм снимала группа «Пятого канала», возможно, с ведома чиновников кремлевской администрации. Куратором федеральных телеканалов в администрации президента считается Алексей Громов. «Пятый канал» принадлежит Национальной Медиа Группе, совладелец которой (через банк «Россия» и «Согаз», в которых он тоже является совладельцем) Юрий Ковальчук — давний друг Владимира Путина и его сосед по дачному кооперативу «Озеро». Пресс-секретарь группы Оксана Разумова отказалась комментировать информацию о том, кто являлся заказчиком фильма, и посоветовала обратиться к руководству «Пятого канала». В свою очередь представитель «Пятого канала» Наталья Андреева заявила корреспонденту Forbes, что у нее «нет никаких данных об участии «Пятого канала» в съемках фильма», сама она смотрела фильм только по каналу YouTube, а редакция новостного вещания говорит, что в производстве фильма не участвовала. Поздно вечером, почти через 6 часов после получения запроса, «Пятый канал» прислал официальный письменный ответ: «Информация о том, что журналисты «Пятого» принимали участие в производстве этого фильма, полностью не соответствует действительности. «Пятый канал» в юридической плоскости ( в соответствии с Законодательством РФ) будет решать вопрос с теми, кто распространил данную дезинформацию». Связаться с пунктом «Пятого канала» в Ставрополе на момент публикации не удалось.
Анонимно выложенный в интернет фильм подрывает веру в единственный геройский эпизод президентской карьеры Медведева — едва ли не личное командование войной с Грузией, рассуждает близкий к АП источник. Медведев действительно однажды даже позволил себе признаться, что решение о военном ответе Грузии принял лично, не согласовывая его со своим подчиненным-патроном: «По-честному сказать, никто никому не звонил. Мы созвонились спустя сутки. Я уже все приказы отдал».
Показательно, что фильм всплыл не только к годовщине войны, но и к «внезапной» поездке Медведева в Цхинвали в среду (о ней не знала широкая общественность, но знали в Кремле). Высадка в Осетии — первый за долгое время «выход в люди» премьера. Последние дни он провел в турне по Сибири.
Медведеву пришлось оправдываться. Он повторил, что принял решение самостоятельно в ночь с 7 на 8 августа, а созвонился с Путиным уже 8 августа, после принятия решения: «Я свое решение принял спустя два с половиной часа после того, как грузинская армия начала активные действия. Не раньше, потому что это было бы неправильно, так как это было решение о применении Вооруженных сил Российской Федерации на иностранной территории, подчеркиваю, на иностранной территории. Но и не позже», — приводит слова премьера ИТАР-ТАСС.
По его словам, он не услышал в недавнем фильме, посвященном грузино-южноосетинскому конфликту четырехлетней давности, «ничего сверхъестественного», «за исключением, может быть, некоторых комментариев, которые сделал бывший начальник Генерального штаба [Юрий Балуевский], который к моменту начала событий был уже переведен с должности начальника Генерального штаба в Совет безопасности». «В тот период у него никаких комментариев не возникало, а после того как он оттуда ушел, у него появилась, видимо, потребность высказаться», — сказал Медведев.
Фильм прокомментировал в тот же день и Путин, и из его слов получалось, что авторы фильма в чем-то правы: Путин действительно звонил Медведеву из Китая. Корреспондент госагентства «РИА Новости» получил право первым задать вопрос президенту на пресс-конференции в среду, и он был именно о фильме неизвестного производства. «Да. Находясь в Пекине, я дважды звонил Дмитрию Анатольевичу и министру обороны, 7 и 8 августа» — сказал Путин. Вопрос о «пинке» президент обошел, зато сказал, что информацию о конфликте в Грузии получал не от Медведева, а от журналистов. «Журналисты выходили на моего пресс-секретаря Дмитрия Сергеевича Пескова, а он уже подходил ко мне и со ссылкой на них, на очевидцев происходивших там событий, информировал о боевых действиях».
Путин мог и не быть прямым заказчиком фильма о Медведеве, вокруг достаточно других близких к нему сил, рассуждает политолог Евгений Минченко: «У Медведева появилась возможность создать свою экономическую империю. Это создает напряжение в других элитных кланах. Я не исключаю, что ведется борьба против Медведева не как против политической фигуры, а как против человека, который распределяет финансовые потоки. У него есть рейтинг, у него есть возможности апеллировать к электорату. Задача тех людей, которые организовали вброс фильма, — максимально ослабить влияние Медведева».