1 сентября премьер Дмитрий Медведев на встрече с активом «Единой России» в Рязани объявил, что идея Минпромторга об ограничении закупок госучреждениями иностранных медицинских изделий при наличии отечественных аналогов пока реализована не будет. По его словам, тема вызвала большой резонанс, «пришло большое количество отзывов, экспертных мнений», и правительству нужно время, чтобы оценить необходимость и последствия подобного запрета, а пока премьер идею министерства «завернул».
Мотивы
Проект постановления правительства об ограничении госзакупок 40 видов иностранного медицинского оборудования при наличии как минимум двух отечественных аналогов Минпромторг опубликовал в начале года. В августе ведомство предложило расширить перечень до 101, запретив, в том числе, закупки на государственные деньги рентгеновских аппаратов, аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и УЗИ, дефибрилляторов, костылей, протезов и презервативов.
Инициатива о расширении списка появилась вскоре после продления властями США и ЕС санкций против России.
Один из основателей сервиса удаленной онкодиагностики UNIM Алексей Ремез вспоминает, что Минпромторг начал продвигать идею запрета еще в конце 2012 года. Тогда была подготовлена первая версия постановления правительства, но без перечня медоборудования. ФАС признал проект ограничивающим конкуренцию и документ отправили на доработку. «Из-за введения санкций у инициативы, которая, как казалось, не будет реализована, появился реальный шанс на воплощение», – считает Ремез. С ним согласен начальник отдела IPTGroup Юрий Москалев: реанимирование идеи - следствие войны санкций с западными странами, которые являются основными производителями медицинских товаров.
Рынок медицинских изделий в России стабильно рос в 2006-2012 гг. благодаря реформам поддержки здравоохранения. По данным MDpro, его объем в 2011 году составил €3 млрд, из них €1,35 млрд потратило государство по программе модернизации. После ее завершения рынок стал постепенно сжиматься, например, в 2013 году – на 16%. При этом, государство стало в основном тратиться на ремонт и покупку комплектующих для имеющегося оборудования.
На сайте Минпромторга говорится, что ограничение госзакупок позволит достичь цели «Стратегии развития медицинской промышленности РФ» – доля медицинских изделий российского производства, закупаемых учреждениями по госзаказу, должна составить в 2020 году 40%. Сейчас – 18%. По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), 70% оборудования отечественного производства приходится на рентгеновское оборудование, а доля импортной техники, которую потенциально возможно заменить на отечественные аналоги составляет примерно 67%.
Несколько собеседников Forbes в отрасли производства медицинских изделий называют одним из главных лоббистов документа руководителей НПО «Микроген».
Компания входит в состав госкорпорации «Ростех» и является крупнейшим российским производителем иммунобиологических препаратов с выручкой 7,6 млрд рублей (2014 год). Гендиректор «Микрогена» Петр Каныгин не скрывает, что поддерживает инициативу Минпроторга. «Сегодня российская продукция проигрывает зарубежной из-за возможности ценового демпинга с их стороны за счет больших объемов производства», – пояснил он Forbes. Прекращение закупок западных медизделий и техники станет реальной поддержкой отечественной промышленности, уверен Каныгин.
Аргументы
После того, как Минпромторг опубликовал проект постановления правительства для общественного обсуждения представители благотворительных фондов («Вера», «Подари жизнь», «Семьи СМА», «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки» и др.) написали письмо Медведеву. Они обращали внимание на то, что многие медицинские изделия из списка запрещенных не соответствуют необходимым стандартам качества. Например, отечественные противопролежневые средства и перевязочные материалы вредят пациенту из-за плохого качества, рассказывает исполнительный директор фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки», помогающего детям с диагнозом буллезный эпидермолиз, Анастасия Лагутина: «Есть медикаменты, которые на сегодняшний день заменить нечем, а нередко только они и являются тем средством с помощью которого удается спасти человека от боли и инфицирования ран». С ней согласна президент фонда «Вера» Нюта Федермессер: «Ребенку с буллезным эпидермолизом в день требуется лекарств и перевязочных материалов минимум на 100 тыс. рублей. Да, отечественные, конечно, будут дешевле. Но с ними и умрет ребенок раньше».
Инициатива Минпромторга может поставить правительство в затруднительное положение. По итогам последней прямой линии с населением президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить тяжелобольным возможность пользоваться дома аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ). О том, что сейчас это практически невозможно, Путину во время прямой линии рассказала Федермессер. Разработанный министерством документ мешает исполнению поручения. «Переносные аппараты ИВЛ, которые подходят для дома, в России не делают», — рассказывает Федермессер. Иностранные аппараты ИВЛ стоят от 0,5 до 1,5 млн рублей и закупаются на деньги фондов.
Заменить иностранное оборудование нечем и в сфере диагностики онкологических заболеваний, категоричен Ремез: «Оборудование и реагенты которые импортируются и используются в России создавались годы или десятилетия с соответствующими интеллектуальными и материальными затратами». Аналогичное мнение у врача Александра Мациониса, члена правление Российского общества патологоанатомов. Внесение в список изделий для диагностики онкологии создает риск ухудшения качества исследований и, как результат, качества помощи больным, говорится в письме (есть у Forbes) Мациониса директору профильного департамента Минпромторга.
84% всех изделий и расходных материалов в стоматологии, согласно данным Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ, закупается за границей.
«Мы в конце 2014 года пробовали перейти на частичное импортзамещение на примере перевязочного материала, однако опыт обернулся полным разочарованием – после стерилизации материал разваливался в руках», – вспоминает главврач стоматологии «Доктор Левин» Дмитрий Левин. Однако в некоторых отраслях отечественные производители конкурентоспособны. «Мы 16 лет закупаем только российские стерилизационные боксы, ультразвуковые мойки и изделия из медицинской стали», – рассказывает он.
Перспективы
«Закон как таковой необходим для дальнейшего развития отечественной медицинской промышленности», – считает директор ФГБУ «Московский НИИ глазных болезней имени Гельмгольца» Владимир Нероев, — «Но надо понимать, что не все российское оборудование, необходимое для лечения тяжелых пациентов, надлежащего качества. Возможно, при проработке закона нужно создать комиссию из специалистов».
О создании такой комиссии в письме Медведеву просили и представители благотворительных организаций. Правоприменительная практика может быть гораздо жестче самого закона, объясняет Федермессер: «Необходимо понимать, что люди на местах, которые будут отвечать за исполнение этого закона, скорее всего не будут разбираться, увидев слово «ограничить». А когда мы будем спрашивать у правительства, почему закон исполняется так, а не иначе, они нам будут отвечать, что это перегибы на местах».
Инициатива Минпромторга приведет к росту частных клиник, у которых останется возможность закупать оборудование за границей, а это в свою очередь приведет к росту медицинских услуг, позволить которые смогут не все, считает Москалев: «В проигрыше окажутся менее состоятельные пациенты, которым доходы не позволяют обращаться к услугам частных клиник. Они будут вынуждены довольствоваться государственной медицинской помощью, возможности которой в результате введенных запретов станут скромнее». Ограничение на закупку могут снизить уровень конкуренции среди больниц и клиник, как следствие, ухудшить качество медицинской помощи, согласен гендиректор ИНВИТРО Сергей Амбросов.