Forbes публикует интервью, которое президент ОАО «Российские железные дороги» дал репортерам детского журнала "GEOлёнок"
В высотку из стекла и бетона недалеко от Комсомольской площади пришли школьники Ангелина Базер и Максим Рубин. Совсем рядом три вокзала, в панорамное окно видны бесконечные рельсы и ряды составов. Лучшее место, чтобы поговорить про железные дороги.
Максим: Владимир Иванович, как вы оказались на железной дороге?
– Честно говоря, не думал, что стану железнодорожником. Учился в Ленинградском механическом институте на инженера по производству и обслуживанию баллистических ракет. Позже работал в Санкт-Петербурге на строительстве большого порта. А к порту всегда подходит железная дорога. Потом был заместителем министра транспорта России: отвечал за то, чтобы грузы, которые перевозят на кораблях, автомобилях, поездах и самолетах, легко перемещались из одного пункта в другой. То есть за взаимодействие всех видов транспорта. В результате, когда в правительстве думали о реформе Министерства путей сообщения, мне предложили взяться за развитие железнодорожной отрасли. И вот уже 12 лет я занимаюсь железными дорогами.
Ангелина: Какой у вас был любимый предмет в школе?
– Наверное, физика и литература. И труд. Мне очень нравилось, когда из куска дерева или металла получалась какая-то полезная вещь. Но больше всего я любил читать. У меня из-за книг даже были проблемы с родителями. Они считали, что их сын должен быть физически развитым. Папа с мамой меня буквально оттаскивали от книг, чтобы отправить, например, на каток. Хотя я был довольно спортивным парнем: разряды по лыжам, плаванию, борьбе.
Максим: Владимир Иванович, вы помните свою самую первую поездку на поезде?
– Самую первую – нет, но одна мне точно запомнилась. Я часто с родителями ездил на поездах. В 1950–1960‑х годах папа – он был военным летчиком – служил в эстонском Пярну. И мы обычно до Таллина добирались по узкоколейке. А когда переезжали в Санкт-Петербург, я впервые попал в вагон, который назывался спальный. До сих пор помню купе с двумя мягкими диванами, и поезд ехал так быстро, что я не мог оторваться от окна.
Еще я очень хорошо помню, как мне папа привез немецкую игрушечную железную дорогу. Намучился я с ней: там нужно было очень точно соединять мелкие детали и шпалы – иначе поезда не ехали. Но все равно очень ее любил.
Максим: Какая железнодорожная профессия самая сложная?
– Все. Почти все профессии на железной дороге связаны с обеспечением безопасности людей и грузов, и каждая сложнее, чем те, что мы видим в обычной жизни. А если бы вы спросили, какая самая любимая, я бы точно так же ответил. Все и каждая – по-своему. Каждому человеку должно нравиться то, что он делает.
Ангелина: Самый длинный маршрут поезда в мире – это Москва – Владивосток. Вы когда-нибудь по нему ездили?
– По всему маршруту – нет. Моя работа не позволяет проводить много времени в дороге. Частично ездил, и даже с детьми и внуками удалось проехать часть маршрута.
Ангелина: «Сапсан», «Стриж» – кто придумывает названия для фирменных поездов?
– Название «Сапсан» придумал я. Совершенно случайно. Вы, наверное, знаете, что сапсан – это самая быстрая птица в мире. Может летать со скоростью до 300 километров в час. И наш «Сапсан» ездит со скоростью 250 километров в час. А вообще сегодня поезда получают имена по опросам пассажиров – например «Стриж», который с июня курсирует между Москвой и Нижним Новгородом.
Ангелина: Как вы думаете, какой будет железная дорога через 20 лет?
– Думаю, что поезда будут использовать магнитную подвеску, или, как ее еще называют, магнитную левитацию. Такие составы будут защищены от аварий – возможно, будут нестись по специальным трубам, чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Обычный поезд будет развивать скорость выше 600 километров в час. Так что можно будет быстро доехать от Москвы до Токио или до Аляски. А пока что 576 километров в час – это рекорд скорости электропоезда с двумя вагонами. (Скорость взлетающего самолета около 250 километров в час. – Прим. ред.)
Ангелина и Максим: Большое спасибо за интервью.