За две недели до возвращения в Россию прямых губернаторских выборов фонд «Петербургская политика» и холдинг «Минченко Консалтинг» представили 11-й по счету рейтинг политической выживаемости глав регионов. По пятибалльной шкале эксперты оценивают устойчивость аппаратного положения руководителей субъектов и вероятность их отставки в ближайшие 12 месяцев.
По сравнению с предыдущим рейтингом, опубликованным в начале апреля 2012 года, позиции губернаторского корпуса в целом стали более прочными. Этому немало способствовала волна кадровых перестановок, последовавшая за реформой системы выборов. После того как Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию 15 декабря заявил о восстановлении прямой электоральной процедуры, перемены претерпела конфигурация региональной власти в 23 субъектах. В 20 случаях были назначены новые губернаторы, в трех (Бурятии, Тыве и Краснодарском крае) продлены полномочия действующих, напоминают руководители фондов — авторов исследования Михаил Виноградов и Евгений Минченко.
Затеянная Кремлем зачистка неэффективных региональных лидеров привела к снижению числа «двоечников» в рейтинге выживаемости более чем вдвое — с девяти до четырех. Хуже всего на сегодняшний день дела обстоят у главы Удмуртии Александра Волкова, губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, а также губернаторов Владимирской и Орловской областей Николая Виноградова и Александра Козлова. Среди причин неустойчивых позиций этих руководителей эксперты называют усталость населения от длительного пребывания одного и того же лица на высшем посту (в случае с Волковым), скорое истечение срока полномочий при отсутствии должного уровня поддержки со стороны электората (это касается Шпорта и Виноградова) и элементарно низкую эффективность деятельности (Козлов).
Меньше в свежем рейтинге стало и региональных лидеров с оценкой «3». Если в апреле «троечников» было более 20, то к октябрю их количество сократилось до 16. При этом губернаторов, чьи позиции выглядят достаточно прочно (в экспертной терминологии на четыре балла), стало больше сразу на 10 — 47 против 37. Число «отличников» практически не изменилось — 13 против 12.
Одним из главных неудачников по итогам исследования стал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев — вместо апрельских пяти баллов эксперты «начислили» ему лишь «тройку». За это время он успел стать фигурантом целого ряда скандалов. Основной поток критики на кубанского лидера обрушился после наводнения в Крымске, когда общественность была разгневана неспособностью местных властей вовремя донести до жителей информацию о надвигающемся бедствии. Не менее болезненным для Ткачева стал резонанс вокруг его охранительной инициативы о создании казачьих отрядов для борьбы с мигрантами из республик Северного Кавказа. Последний удар по позициям губернатора — исключение Краснодара из списка городов, которые в 2018 году примут матчи чемпионата мира по футболу. В пользу Ткачева по-прежнему работают его большой лоббистский потенциал и подготовка к Олимпиаде в Сочи.
В числе «отличников» оказались влиятельные фигуры с опытом работы на федеральном уровне — мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Пермского края Виктор Басаргин и самый узнаваемый новичок рейтинга Сергей Шойгу. У подмосковного руководителя — один из самых устойчивых наборов аргументов в пользу эффективной работы на нынешней должности и практически полное отсутствие слабых мест. Неизменную «пятерку» от экспертов заслужил и глава Чечни Рамзан Кадыров. А вот его коллега из Ингушетии Юнус-Бек Евкуров снизил свой результат с четырех до трех баллов — во многом из-за территориального спора с чеченским лидером, который более агрессивно отстаивает позицию в заочной полемике и не пренебрегает личными выпадами в адрес руководителя соседней республики.
Почти все участники рейтинга с лучшими показателями являются представителями последней волны назначений. К таковым, к примеру, относятся Евгений Куйвашев в Свердловской области, Сергей Жвачкин в Томской области и Валерий Радаев в Саратовского области. Есть среди «отличников» и двое губернаторов, которым через две недели первыми предстоит пройти процедуру прямых выборов, — это руководители Амурской и Белгородской областей Олег Кожемяко и Евгений Савченко. В обоих случаях региональные лидеры имеют высокую электоральную популярность и существуют в условиях консолидации местных элит вокруг своей фигуры — достойных конкурентов у них на сегодня попросту нет.
Сложнее обстоят дела у руководителей двух других субъектов, которые Кремль решил превратить в полигон для «новой старой» модели выборов, — Сергея Митина в Новгородской области и Олега Ковалева в Рязанской. И если в первом случае в пользу губернатора говорят скорее позитивные факторы, вроде лидерства подведомственного региона в рейтинге конкурентоспособности и перехода бывших подчиненных на федеральный уровень, то Ковалев должен благодарить за относительно устойчивые перспективы в первую очередь бывшего конкурента за пост главы областной администрации Игоря Морозова. Фаворит рязанской предвыборной гонки, баллотировавшийся от «Патриотов России», стал союзником действующего руководителя в результате подковерных договоренностей, в обмен на лояльность заручившись обещанием предоставления сенаторского кресла.
Наибольшие опасения у авторов рейтинга выживаемости вызывают позиции брянского губернатора Николая Денина. Несмотря на «административное доминирование», за две недели до выборов глава региона получил от аналитиков «тройку». Против Денина — усталость от него населения, подозрения правоохранительных органов в коррупции и угроза второго тура, который способен консолидировать оппозицию.
Двое участников рейтинга 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, ныне занимающие губернаторские должности, заслужили разные оценки. Губернатор Тульской области, официально самый состоятельный чиновник страны Владимир Груздев (№90 в рейтинге Forbes, состояние — $1 млрд), сохранил за собой уверенную «четверку». Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков (№160 в рейтинге Forbes, состояние — $600 млн) один балл потерял — вместо четырех эксперты оценили его позиции на три балла. Свою роль сыграло уголовное преследование лиц из ближайшего окружения регионального лидера.
Авторы исследования обращают внимание, что даже после восстановления прямых губернаторских выборов кремлевские политтехнологи сохранили за федеральным центром ряд инструментов для удаления с должности неугодных руководителей. Помимо возможности отстранения таких фигур президентом «в связи с утратой доверия», речь идет об опции назначения нового и. о. в случаях, когда полномочия действующего главы региона будут истекать в промежутке между едиными днями голосования (пока прецедентов такого рода не было, но по меньшей мере в трех субъектах администрация президента может опробовать эту модель в сезон 2012-2013 годов, а еще через год в «буферную зону» попадают сразу 12 губернаторов). Также неэффективных лидеров власти могут просто переводить на другую работу. Эксперты не исключают, что в исключительных случаях кандидаты федерального центра будут уступать на выборах: проведение избирательной кампании в сезон отпусков способно выйти боком не только оппозиции, убеждены Виноградов и Минченко.
По их мнению, тенденцией за последние месяцы стало стремление губернаторов инициировать на своей территории досрочные прямые выборы для легитимизации собственной власти. В иных случаях излишне настойчивое желание глав регионов пройти испытание электоральной процедурой приводило к кадровым перестановкам — к примеру, этот фактор сыграл свою роль в замене Олега Чиркунова на Басаргина в Пермском крае. Другая важная новация губернаторских будней — резкое повышение роли муниципальных депутатов в региональной избирательной конструкции. «Муниципальный фильтр», уже задействованный властями для отсева сильных конкурентов, превращается в один из самых эффективных механизмов управления элитами на уровне субъекта.
Также среди трендов политического сезона Виноградов и Минченко выделяют «усреднение» губернаторского корпуса: самые слабые фигуры отстранены, но и «тяжеловесы» во главе регионов в последние годы не приветствуются. Население к масштабной кадровой встряске штата руководителей субъектов отнеслось спокойно, отмечают аналитики. Со временем ситуация может измениться — пока россияне не почувствовали своего возвращения в процесс влияния на выбор местного лидера.
Самим губернаторам, которые все чаще испытывают стрессы из-за решений федерального центра, в ближайшей перспективе стоит готовиться к передачи части функций «сверху», перераспределению финансовых потоков, ухудшению макроэкономической конъюнктуры и усилению конкуренции, в том числе политической.