Еще десять лет назад о сланцевом газе не слышал никто, кроме отраслевых специалистов. Позиции России на мировом газовом рынке казались незыблемыми.
Но в последнее время все чаще говорят о сланцевой революции. Судите сами: за счет месторождений в сланцевых пластах крупнейший мировой потребитель газа — США — добился самообеспечения природным газом и отказался от импорта. В прошлом году доля сланцевого газа в национальной добыче достигла 30%, хотя себестоимость его добычи (около $150–180 на 1000 куб. м) выше, чем, к примеру, у традиционного газа на сложных месторождениях «Газпрома». Сейчас в США готовятся проекты по экспорту СПГ в Европу и Азию, которые должны стартовать в 2015 году.
Неужели на наших глазах закатывается солнце «Газпрома» и наступает золотой век сланцевого газа? Не совсем так. В развитии отрасли совсем не заинтересованы представители атомной и возобновляемой энергетики с сильными лоббистскими возможностями. Например, именно во Франции, обеспечивающей свои потребности в электроэнергии на 80% за счет АЭС, уже введен запрет на использование метода гидроразрыва пласта (самого распространенного способа добычи сланцевого газа) из-за опасений относительно его негативного влияния на экологию. Этот же вопрос стоит на повестке дня в Германии, сделавшей ставку на развитие альтернативной энергетики.