«На сундук похоже»: что не так с проектом нового парламентского центра
15 июня в Госдуме и Совете Федерации будут выставлены макеты будущего парламентского центра, который появится в 15 км от центра Москвы в Мневниковской пойме и куда предстоит переехать депутатам и сенаторам. Общественность с проектами сможет ознакомиться впервые: до сих пор все стадии, от выбора места строительства до выбора архитектора, были покрыты тайной, будто речь шла о сооружении секретного объекта.
Справка
Идея собрать народных избранников в одном месте возникла в период правления Дмитрия Медведева, который собирался перевезти парламентариев в Новую Москву. Идея депутатам и сенаторам не понравилась. В октябре 2014 года стало известно, что они разместятся на территории Мневниковской поймы. На 20 га будут построены здания для двух палат парламента, их общая площадь составит 345 000 кв. м. Вокруг предполагается построить 1 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Стоить это все будет, по экспертным оценкам, больше $1 млрд, причем возведут проект на деньги частного инвестора.
Предполагается, что инвестор вернет вложения за счет продажи жилой недвижимости и получит в долгосрочную аренду нынешние здания Госдумы на Охотном ряду и Совета Федерации на Большой Дмитровке. Общая площадь парламентских зданий не превышает 100 000 кв. м.
Депутатам предложат выбрать один из трех проектов, прошедших первый отборочный этап архитектурного конкурса. Итоги этого этапа подвели 2 мая 2015 года. В нем участвовали 11 проектных организаций, которых пригласили «по звонку» — конкурс был закрытым. Жюри выбрало работы мастерских «Моспроект-2» Михаила Посохина, «Евгений Герасимов и партнеры» и ООО «Стройгазкомплект» Ланфранко Чирилло, известного тем, что он проектировал «дворец Путина» в Геленджике и недавно получил российское гражданство. Больше всего очков набрал «Моспроект-2» (см. фото).
Председателем жюри был глава думской комиссии по строительству, бывший куратор московского стройкомплекса Владимир Ресин, профессиональное архитектурное сообщество представлял лишь главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Фотографии проектов сделал на свой мобильный телефон и выложил в сеть главный редактор журнала «Проект Россия» Анатолий Белов.
Forbes побеседовал с несколькими именитыми московскими архитекторами и узнал их мнение о проекте-фаворите конкурса и о самом конкурсе. Участники конкурса от комментариев отказались.
Борис Левянт, основатель архитектурной мастерской ABD Architects
При проектировании даже очень просторных офисов обычно закладывается около 15 кв. м на человека. Площадь парламентского центра 345 000 кв. м. Получается, там должно работать 23 000 человек. (В верхней палате федерального собрания заседает 170 сенаторов, в нижней — 450 депутатов. — Forbes.)
В составе участников конкурса уже видна закономерность — современных архитекторов вытесняют те, которые декларируют повторение классических архитектурных форм как единственную возможность ответить на запрос современных российских политиков.
Спустя 100 лет после российских конструктивистов и архитекторов-новаторов, которые оказали громадное влияние на развитие всей современной архитектуры, — это сползание к принципам тоталитаризма и образцам, предшествующим развалу СССР. Наиболее ярко это проявилось в проекте, получившем первую премию!
Интересно, как будут смотреть в глаза своим современникам люди, принявшие это решение.
Очевидно, поэтому все постарались скрыть и сам факт проведения конкурса, и его результаты.
Михаил Белов, мастерская Михаила Белова
Конкурс получился закрытый по форме, бюрократический по содержанию. Но, несмотря на все «ужасы», есть и плюсы. Уже второй раз на крупном государственном конкурсе — вспомните «Судебный квартал» в Питере — представлено две линии: не только западная актуальная, трендовая, но и линия, исповедующая неоклассическую направленность, историзм. На Западе такое сегодня невозможно. На Западе историзма нет практически.
vrezka
У нас архитектор ведь не режиссер, не художник-мастер-гуру типа Михалкова, Лунгина или Звягинцева, его начальство воспринимает как винтик в генподрядной организации. А винтиков, как известно, много, и их легко менять. Члены жюри выбирают не пассионарных личностей, способных выдвинуть реализуемую идею уровня Леонидова или Иофана, а те организации, которые в срок сделают стандартную документацию. Это чиновничеству более-менее понятно. Поэтому конкурсы для них — смотрины генеральных проектировщиков. На этой стадии выбирают не проекты, а надежные в их представлении бюро, которые могут вытянуть «эту телегу из болота». Владимир Иосифович Ресин — человек из прошлого, но человек действующий и сведущий, он давно знает Михаила Михайловича Посохина. Это практически тандем. Ну кого еще он мог выбрать? Хотя бы на первом этапе.
В жюри был единственный архитектор, один-одинешенек, — главный архитектор Москвы. Он, конечно, занимается налаживанием системы в рамках, для него определенных условиями и начальством, но является всего лишь одним из заместителей председателя Москомархитектуры, а глава этой организации — юрист. Юристы и решают, что и как будет выглядеть. У нас вообще архитектурную парадигму выстраивают юристы и экономисты в тесном контакте с опытнейшим строительным лобби. А потом вы мне звоните и спрашиваете, почему так получается и на что это похоже. Ну, на сундук похоже.
Александр Скокан, архитектурное бюро «Остоженка»
Чтобы судить о проекте, нужно его видеть. Конкурс был закрытым, я видел только фотографии с мобильного телефона. Кажется, есть сходство со зданием библиотеки МГУ.
В этой истории нужно разбираться с самого начала. Необходимо ли строить парламентский центр в заповедной зоне? Да еще фактически на острове?
Сергей Скуратов, «Скуратов Architects»
Это безобразие, архитектура чиновников, которые строят для чиновников. Какой это конкурс? Это недоразумение.
Позорное мероприятие, которое позорно организовано, позорно проведено и по итогам которого выбран худший из вариантов.
Такие вещи надо скрывать от мирового сообщества. Это признание, что у нас решения принимают люди, которые вообще не имеют вкуса. Вообще.
Это абсолютная деградация. Пораженчество. Даже в таких странах, как Северная Корея, строят в тысячи раз лучше. В жюри пригласили только одного архитектора, что он мог сказать против сонма этих высококультурных людей? На сам конкурс приглашали по звонку из администрации президента. Гигантское количество русских и иностранных архитекторов на конкурс не попало. Такого никогда не было ни в Москве, ни вообще в России.
Проект невозможно критиковать, оценивать, проводить какие-то аналоги. Его нужно как можно быстрее забыть, прекратить, все аннулировать и устроить настоящий международный конкурс.