– Ваш фильм доступен в интернете для просмотра еще до премьеры в кинотеатрах. Вы будете судиться с пиратами?
– Cкажу вам честно, мы внимательно читаем, что наши зрители пишут, и делаем соответствующие выводы. После того как в минувшую субботу наш фильм попал в торренты, мы оказались в сложном положении. C одной стороны, конечно, мы по-настоящему расстроены утечкой. С другой - бороться с такими темпами распространения фильма и надеяться на то, что судебными (или несудебными) способами мы сможем полностью убрать его из сети, значит расписаться в собственном непонимании того, что из себя представляет интернет и как он устроен.
– Есть мнение, что вы сами «слили» фильм в интернет, понимая, что он не рассчитан на массового зрителя и не соберет большую аудиторию в кинотеатрах.
– Нет, мы, конечно сами не сливали копию фильма в сеть. Но отдавали себе отчет в том, что риск утечки всегда есть и он очень велик. Одним из самых популярных в онлайне и не самых приятных для меня вопросов был и остается вопрос о дате российского проката. Почему русский фильм в полноценный кинотеатральный прокат на родине выходит так поздно, после проката во Франции, Великобритании, Швейцарии, Кореи и других странах?
В мае я честно отвечал, что у нас сложности с получением прокатного удостоверения. Потом прокатное удостоверение нам все-таки дали. Но прокат мы отложили в очередной раз. Да, сделано это было исключительно из рациональных соображений. За последние десять лет жанр драмы в России перестал быть востребован широкой кинотеатральной аудиторией. Уже невозможно рекламными сообщениями пригласить зрителей в кинотеатры, необходимо убедить их в событийности твоего фильма, выстроить эффективную маркетинговую стратегию. Это не означает, что широкий зритель не хочет такое кино смотреть в принципе, просто он не готов идти смотреть его в кинотеатры. В случае с фильмами Андрея Звягинцева мы убедились в правильности этого утверждения еще на «Елене». Скромные сборы в кинотеатральном прокате и невероятная доля 27% в воскресном прайм-тайме телеканала «Россия». Так что, перенося премьеру «Левиафана» на февраль, одновременно с американским сезоном наград («Золотой глобус», «Оскар»), мы надеялись, что беспрецедентный фестивальный успех фильма во всем мире, благосклонное внимание к нему мировой и российской прессы и — в идеальном случае — престижные американские номинации и награды помогут привлечь внимание к фильму главных наших зрителей, россиян.
Никто и никогда не может предсказать, получишь или не получишь ты столь важные и практически недостижимые награды. Накануне церемонии вручения «Золотого глобуса», уже после всех блестящих отзывов американской и международной прессы, подавляющее большинство экспертов были уверены в победе замечательного польского фильма «Ида». Сайт Golden Derby опросил 21 ведущего критика, задав им один вопрос: кто выиграет в категории «Лучший иностранный фильм»? «Ида» - ответили 18 экспертов. Шведский фильм «Форс-мажор» - ответили двое. «Левиафан» - ответил лишь один человек. Но именно эта ставка сыграла: мы, российский фильм, получили «Золотой глобус», впервые с 1969 года.
Естественно, с выходом фильма в прокат в других странах сразу же увеличивается риск появления в сети нелегальной копии. Каждая премьера «Левиафана» – во Франции, Великобритании, в странах Восточной Европы – увеличивала шансы увидеть утром в твиттере что-нибудь типа «Левиафан. Скачать без регистрации и смс». Но это был неизбежный риск. Изначально наш британский дистрибьютор Artificial Eye собирался выпустить фильм на Blu-Ray в начале января 2015 года. То есть в сети бы появилась не пиратская, а идеального качества копия. Но Artificial Eye сами перенесли дату релиза, когда стало понятно, что «Левиафан», скорее всего, будет номинирован на премию BAFTA и его еще рано убирать из кинотеатрального проката. Когда же российский оскаровский комитет выдвинул «Левиафан» на соискание премии Американской киноакадемии, к уже упомянутым рискам добавился еще один – знаменитые оскаровские просмотровые копии.
Каждый год в конце декабря диски или цифровые копии картин, претендующих на премию «Оскар», рассылают более чем 6000 членам Академии киноискусств, и академики исправно сливают эти фильмы в сеть. В этом году сезон «оскаровских скринеров» выдался совсем удачным. Утекли "Бёрдман" Иньяриту, "Американский снайпер" Иствуда, "Охотник на лис", "Селма", "Игра в имитацию", "Одержимость", "Хоббит" и "Стрингер". В торренты попали даже самые свежие релизы - «Большие глаза» Тима Бертона и мюзикл "Чем дальше в лес". Ну и «Левиафан». Рискнули и, к сожалению, неудачно. В сеть попала копия не самого лучшего качества, да еще и с неотключаемыми английскими субтитрами.
– У вас есть хотя бы приблизительные оценки, сколько человек уже скачало ваш фильм?
– Когда в прошлую субботу «Левиафан» появился на одном популярном российском торрент-сайте, он моментально стал самым скачиваемым фильмом дня. У нас нет, к сожалению, точной статистики, но в первый день фильм нелегально посмотрели не меньше 20 000 человек, а для авторской картины это очень много.
Скажу честно, слово «ярость» тогда наиболее точно описывало реакцию и мою, и моего партнера Сергея Мелькумова, и режиссера фильма Андрея Звягинцева. Среди понятных соображений: нам было очень обидно, что знакомство с фильмом для многих будет испорчено качеством копии и субтитрами. Но при этом мы также отдавали себе отчет в том, что в масштабе пиратского скачивания виноваты и перенос даты проката, и невероятное количество публикаций, и разогретые зрительские ожидания. Только этими соображениями я руководствовался, когда говорил, что мы не будем преследовать зрителей, скачавших «Левиафан» до премьеры. Зрителей не будем, но пиратские сайты - обязательно.
Неожиданным (или, наоборот, вполне ожидаемым?) образом мои слова были истолкованы как намек на существование некоего хитроумного плана: дескать, продюсеры сами слили в сеть фильм, опасаясь проблем с прокатом, отсутствия зрительского интереса или еще чего-то там. Нам льстит такая теория, она подразумевает уровень стратегического планирования, на который мы, пожалуй, не очень способны...
Вот уже несколько дней русский интернет обсуждает наш фильм, и мы счастливы такой активной реакцией. Мы читаем многие отзывы, видим оценки, выставляемые «Левиафану» на сайте «КиноПоиск». Да, наша картина вызвала противоречивые отклики, но это было ожидаемо. Но мы продолжим отслеживать и технологию распространения нелегальной копии «Левиафана» в интернете и продолжим "просить" сайты, этим занимающиеся, закрывать раздачи.
– В интернете появился сайт www.leviathan-film.ru, где якобы можно перечислить деньги создателям фильма. Вы имеете какое-то отношение к этому сайту?
– Вот удивительная история, кажется, даже беспрецедентная. Этот сайт по собственной инициативе сделал талантливый молодой человек по имени Слава Смирнов, и мы ему за это очень признательны. Если кто-то из тех, кто скачал и посмотрел фильм, полагают для себя необходимым выразить свое отношение к пиратскому скачиванию и нашему фильму в материальной форме, то они могут сделать это через этот сайт. С единственным уточнением: мы попросили Славу передавать деньги, если они будут поступать, в благотворительный фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой.