К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Как использовать депрессивные портовые территории для нужд города

Как использовать депрессивные портовые территории для нужд города
Три отличных примера из мирового опыта

Москву когда-то называли портом пяти морей. В городе в самом деле есть аж три порта — Северный, Западный и Южный. Реконструкция Западного порта была задумана еще в 1996 году — он должен был стать водными воротами Москва-Сити. Кроме логистического комплекса Москомархитектура планировала построить здесь причалы для водного такси, архитекторы всерьез думали прорыть под Москвой-рекой автомобильный тоннель, чтобы увеличить пропускную способность будущего терминала. Правда, денег на реализацию этих красивых планов у московского правительства не нашлось, а с инвесторами так и не договорились. Бизнесмен Михаил Хубутия разрабатывал проект реконструкции порта и повышения его эффективности и даже собирался вложить более $100 млн, создав для этого СП с мэрией, однако и этот план не был реализован.

В отличие от активно действующих Южного и Северного Западный порт в постсоветское время зачах и используется преимущественно для поставок песка на стройки Сити. Больше 10 га земли вдоль набережной неподалеку от центра столицы никак не используются.

А вот несколько примеров того, как поступают с депрессивными портовыми территориями в американских и европейских городах.

 

Прибрежная зона Детройта (Мичиган, США)

 

Государственные инвестиции в инфраструктуру

Набережные реки Детройт многие десятилетия мозолили глаза сменявшим друг друга мэрам одноименного города. Девять километров реки в самом центре города между островом Бель Айл и мостом Амбассадор были окружены старыми фабриками, заводами, портовыми сооружениями и складами. Здесь, напротив резиденции градоначальников, высились силосы (огромные вертикальныеvrezkaцилиндрические хранилища) крупнейших цементных компаний Holcim, Lafarge и Cemex. Набережные реки нуждались в масштабной перестройке. В 2002 году несколько видных бизнесменов, политиков и филантропов объединили усилия и пообещали привлечь $500 млн на реконструкцию обоих берегов.

Власти города пообещали потратить до $150 млн на снос цементных силосов, штат выделил сопоставимую сумму на улучшение дорог. Корпорация General Motors вложила $25 млн в строительство фитнес-центра и торговых помещений и оборудовала за свой счет участок набережной для пешеходных прогулок. В 2007 году заработала большая карусель, фигуры которой изображают обитателей реки Детройт — осетра, лягушку, утку и т. д. Речной порт реконструировали, но сохранили, он способен принимать круизные корабли, отправляющиеся к Великим озерам, небольшие частные яхты, а в перспективе и водное такси. Но основная достопримечательность переделанной набережной — пятикилометровая прогулочная зона. Здесь расположены кафе, пункты проката велосипедов и др. После того как власти города и благотворители сделали первые инвестиции в инфраструктуру, вокруг стали возникать частные девелоперские проекты.

 

Набережная реки Камберленд в Нашвилле (Теннесси, США)

Активное вовлечение местных жителей в проект

С 1779 года, когда первые белые поселенцы основали форт Нашборо на западном берегу реки Камберленд, эта река служила для города основной транспортной артерией, по которой поступали все грузы и продукты. Так было до 1920-х годов, пока водный путь не дополнила железная дорога. В мае 2010 года Нашвилл пострадал от сильного наводнения, но в октябре того же года мэр города Карл Дин торжественно открыл стройплощадку нового Камберленд-парка на восточном берегу реки. Тогда же стало известно, что только на первую стадию реконструкции прибрежных районов власти города постараются найти $30 млн.

Возможно, у мэра Дина были свои планы, как использовать эти миллионы, но горожане не дали им сбыться. Дело в том, что с 2002 года в обсуждение проекта реконструкции берегов Камберленда было вовлечено более 800 жителей Нашвилла. Команда из приглашенных мэрией специалистов-урбанистов, чиновников и представителей Инженерных войск США (они строили дамбу в окрестностях реки и следят за ее экологией) провела десятки встреч с жителями. 25 человек, назначенных мэром, образовали комитет и на специальной яхте прошли окрестности Камберленда протяженностью 8,5 км, чтобы с воды сфотографировать проблемные участки берега. Проблем оказалось много: огромную территорию занимает паркинг вокруг футбольного стадиона, в укромных местах, незаметные с суши, раскинулись поселения бездомных, много промышленных предприятий. Результаты наблюдений комитет представил на трех встречах с жителями, каждая продолжалась больше двух часов. Горожане голосованием определили, что из строений нужно сохранить, а что — снести или переделать. Так, стадион решили оставить, но на месте паркинга разбить так называемый городской лес, то есть засадить пространство травой и редкими деревьями. Территорию, занимаемую портовыми кранами, предстоит отвести под парк для прогулок. Основные цели: обеспечить гражданам возможность прогулок возле воды и увеличить количество общественных пространств и зеленых зон. Активность горожан не позволит власти отступиться от проекта, первая фаза которого должна быть завершена в этом году.

 

Перестройка портовой территории (Ольборг, Дания)

Датский Ольборг — один из пионеров портового редевелопмента. За масштабное преобразование 200 га промышленных портовых территорий вокруг фьорда Лим власти города взялись еще в 1990 году. Тогда стало очевидно, что промышленным предприятиям, которые в XX веке старались располагать вблизи порта Нёрресуннбю, важнее близость автомобильных дорог. Заводы и фабрики перебирались на восток города, и окрестности Нёрресуннбю, отделенного от центра узким проливом, начали пустеть.

В 1999 году власти Ольборга приняли так называемый Каталог Фьорда, по сути, расширенное задание для архитекторов-урбанистов. На конкурсе победила концепция датской мастерской S. F. Mollers, одной из старейших в Скандинавии. Оказалось, что промышленная окраина имеет ряд серьезных преимуществ. Например, Нёрресуннбю находится на солнечной стороне фьорда. Первым новым объектом стали городские сады. Часть промышленных зданий переделали под торговые, развлекательные, спортивные центры, в другие перебралась городская администрация. Вдоль побережья проложили широкий и хорошо освещенный бульвар, по которому могут перемещаться и автомобили, и пешеходы, и велосипедисты. Широкие пространства между корпусами бывших фабрик превратились в роллердромы и площадки для активного отдыха. Система освещения бывшего порта получила несколько премий. Некоторые портовые сооружения превратились в музеи, и горожане получили возможность прогуливаться вдоль всей линии берега и спускаться к воде. Общая площадь построек составила около 170 000 кв. м. Квартиры в новых жилых домах Нёрресуннбю пользуются спросом, потому что жить в бывшем порту стало интересно.

 

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

01.03.2025