Россияне поражают: несмотря на общий пессимизм (менее трети жителей России рассчитывают, что экономическое положение страны в течение года улучшится), они предпочитают тратить деньги, но не откладывать их на черный день. Такой вывод делается в очередном — 11-м по счету — ежегодном исследовании «Барометр потребительских настроений», подготовленном аналитиками The Boston Consulting Group (BCG) и опубликованном 20 июня.
Исследование, проведенное BCG весной 2012 года в 16 странах мира, показало, что российские тенденции нередко противоречат общемировым. Так, если на фоне экономического кризиса потребители из всех других исследованных стран предпочитают делать сбережения, а не тратить, то россияне скорее поступят наоборот: только 25% высказались в пользу сбережений по сравнению, например, с 44% в Китае или 69% в Индии.
В целом россияне едва ли не менее всех остальных опрошенных довольны своей жизнью: более «несчастными» чувствуют себя лишь жители Греции, переживающей острый финансовый кризис, и Японии, приходящей в себя после разрушительного цунами. Только 47% россиян заявили, что они счастливы и довольны своей жизнью — это на 5% меньше, чем год назад. Для сравнения: считают себя счастливыми 78% жителей Индии, 67% бразильцев, 62% китайцев.
60% россиян — больше, чем в других странах БРИК, — признали, что кризис оказал на них прямое негативное влияние: в Бразилии таковых оказалось 48%, в Китае — 26%, в Индии — 17%. Более других, что неудивительно, считают себя пострадавшими от кризиса греки (93%), испанцы (75%) и итальянцы (63%). В США также 60% опрошенных уверены, что кризис им навредил.
Россияне обеспокоены ростом неравенства, ухудшением качества жизни, отсутствием возможностей повышения социального статуса — и это несмотря на высокие темпы роста ВВП и увеличение доходов в течение последнего десятилетия. 41% россиян считают, что качество жизни ухудшилось за последнее десятилетие, 57% уверены, что неравенство в стране значительно обострилось (только население Китая еще более радикально в этом мнении — 81%). Половина граждан России полагает, что возможности для повышения социального уровня сократились за последние 10 лет
Неудивительно, что только 6% россиян абсолютно уверены в своих возможностях накопить на пенсию во время «рабочего возраста» — это в пять с лишним раз меньше, чем в Китае (32%), в четыре раза меньше, чем в Индии (23%), и вдвое меньше, чем в Бразилии. Российские настроения в целом ближе жителям США (9%) и ЕС (8%). Сегодня 20% россиян вынуждены материально поддерживать своих пожилых родителей и родственников, тем самым уменьшая свои свободные средства. По мере старения населения, эта тенденция будет проявляться все сильнее.
Страх потерять работу среди россиян пошел на убыль, но в России он все еще вдвое сильнее, чем в других странах БРИК: 20% россиян опасаются потерять работу в текущем году (в прошлом году таковых было 22%, а в позапрошлом — 25%), в Индии, Бразилии и Китае эта цифра колеблется около 10%.
При этом только 29% россиян — меньше, чем во всех других исследованных странах, — ожидают, что экономика укрепится в текущем году. При этом в США подобных оптимистов оказалось 41%, в странах ЕС — 34%, в Бразилии — 57%, Китае — 49%, Индии — 40%.
При этом, по сравнению с представителями других стран, россияне проявляют завидную стойкость и не спешат сокращать свои расходы: только 25% делают выбор в пользу сбережений вместо трат, а 35% выражают резкое несогласие с такой точкой зрения. Самыми склонными к заначке на черный день оказались индийцы (69%), с большим отрывом за ними следуют американцы (47%), японцы (46%), китайцы (44%).
Подобная склонность к тратам в год кризиса неудивительна — по данным аналитиков BCG, россиянам более, чем всем остальным, помогает поднять настроение шопинг. Утверждение «чем больше я покупаю, тем счастливее себя чувствую» находят верным для себя 42% респондентов из России. 40% бразильцев почти совпадают в этом тренде с россиянами, а вот, например, в Швейцарии сказать то же самое могут лишь 22% респондентов.
Несмотря на поразительную тягу россиян к шопингу, многие — 43% опрошенных — подтвердили, что кризис заставил их изменить свои привычки. В частности, они откладывают крупные покупки, стараются найти самую выгодные цены и не упускают случай купить подешевле за счет рекламных акций. В наибольшей степени изменить свои привычки кризис заставил греков (75%), американцев (65%), итальянцев (62%).
Число россиян, перешедших в кризис на более дешевые товары, достигло 41%, увеличившись за год на 15%. Более практичные решения при совершении покупок объясняются еще и тем, что это повышает самооценку покупателя в его собственных глазах: он чувствует, что проявил смекалку, смог на ту же сумму приобрести больше и позаботился о своей семье. Около половины опрошенных подтвердили, что не вернутся к докризисному стилю совершения покупок, даже если экономика полностью восстановится.
Интересно, что кризис не отразился на тренде последних лет — стремлении покупать «экологически чистые» хотя и более дорогие продукты: в 2012 году 17% россиян покупают такие продукты постоянно, а 55% — время от времени (в 2011 году таковых было 11% и 38% соответственно). При этом и те и другие согласны платить премиальные цены, которые до 30% выше обычных.
При этом в магазинах почти 70% опрошенных россиян интересуются страной происхождения продуктов (большей привередливостью отличаются лишь итальянцы — 78%) и 70% предпочитают товары российского производства. Но подавляющее большинство опрошенных — 63% — не будет переплачивать за них даже 10%, а лучше купит импортные.
Аналитики BCG отмечают, что интернет приобрел огромное значение для потребителей во всем мире. Что касается России, то только 15% покупок россияне совершают онлайн; покупки одежды находятся вверху рейтинга с 23%, потом идут компьютеры (21%), менее всего через интернет в России покупают автомобили, страховые полисы, драгоценности. Тем не менее около 90% опрошенных россиян читают отзывы о товарах в интернете и доверяют им больше, чем продавцам в магазине. При этом лишь 50% из них сами размещают рецензии.
Россияне, как и представители таких стран, как Великобритания, Япония, Канада, Германия, США, Бразилия и Китай, придя в магазин, активно сравнивают цены с ценами в интернете, используя для этого мобильные телефоны. Всего за один год число таких респондентов выросло в шесть раз, с 4% до 23%, еще 67% опрошенных хотели бы иметь такую возможность.
Высокие показатели ROPO — товаров, найденных онлайн, но приобретаемых в традиционных магазинах, — говорят о том, что неиспользованный потенциал онлайн-торговли очень велик. Потребители приводят следующие причины отказа от совершения покупок в интернете: невозможно «потрогать» товары (59%), нет уверенности, что товары будут доставлены должным образом (58%), сложно вернуть (50%), доставка занимает долгое время (36%) или она слишком дорога (31%).
За год количество россиян, для которых исчезновение интернета станет катастрофой или окажет на них большое влияние, увеличилось с 29% до 48%. Для сравнения: в США и Франции таковых респондентов оказалось 60%.