На прошлой неделе группа хакеров, называющихся «Анонимный интернационал», опубликовала в интернете материалы межведомственной рабочей группы по подготовке заседаний наблюдательного совета Внешэкономбанка. В документах содержится подробная информация о портфеле убыточных проектов ВЭБа, а также о вариантах помощи украинскому Проминвестбанку — «дочке» ВЭБа.
Подлинность документов Forbes подтвердили федеральный чиновник и сотрудник ВЭБа. В официальном заявлении Внешэкономбанка сказано, что появившиеся «сведения» — целенаправленный вброс «в целях оказания влияния на правительство Российской Федерации в части принимаемых решений по продолжению финансовой поддержки российских инвестиций на Украине».
Спецпортфель ВЭБа
Инвестиционный меморандум ВЭБа, утвержденный правительством, предписывает банку участвовать в реализации проектов при условии, что они не являются убыточными, и проводить для этого специальную экспертизу. Однако в документе есть оговорка: в исключительных случаях ВЭБ может участвовать и в реализации других проектов — в порядке и на условиях, определяемых набсоветом.
В прошлом году набсовет ВЭБа принял решение разделить кредитный портфель банка на проекты развития и специальные проекты, которые ВЭБ поддерживает по решению правительства и риски убытков по которым велики. Убытки по всем специальным проектам ВЭБ предлагает правительству возмещать из федерального бюджета с учетом маржи банка в размере 2%. В Минфине оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
Из опубликованных документов следует, что ранее такими спецпроектами ВЭБ считал только сделки с грифом «совершенно секретно». Например, такой гриф есть у проекта по финансированию разработки «Ростехом» и группой Vi Holding Виталия Мащицкого второго по величине в мире месторождения платины Дарвендейл в Зимбабве.
К заседанию набсовета ВЭБ в октябре менеджмент банка подготовил для утверждения новый перечень специальных проектов. Задолженность заемщиков по ним составляет 323 млрд рублей, и в основном это олимпийские проекты. Всего у ВЭБа было 19 олимпийских заемщиков на 240 млрд рублей, проблемными спецпроектами признана задолженность 13 заемщиков на 200 млрд рублей — почти все эти проекты расчетно-убыточные.
Кроме олимпийских проектов ВЭБ включил в список спецпроектов финансирование поставок самолетов SSJ100 по сниженной ставке, начатое в кризис финансовое оздоровление компании «Амурметалл», Байкальского ЦБК и банка «Глобэкс».
Еще один убыточный спецпроект — кредиты на 7 млрд рублей венгерской авиакомпании Malev и ее бывшему акционеру, экс-владельцу «Красэйр» Борису Абрамовичу. Компания была куплена бизнесменом у правительства Венгрии в 2009 году по распоряжению первого вице-премьера Виктора Зубкова. Экспансии на европейские рынки не получилось — в 2012 году авиаперевозчик обанкротился. ВЭБ отсудил у Абрамовича €42 млн, что недостаточно для покрытия убытков.
«Есть проекты, одобряемые по решению входящих в набсовет ВЭБа премьера и министров, которые не соответствуют принятым в банковской практике критериям. Они нужны для решения разных задач», — говорит источник в ВЭБе.
По его словам, раздельный учет и мониторинг таких проектов — новая практика для банка. Она нужна, так как объем спецпроектов, составляющий 13,5% портфеля, будет расти быстрее, чем остальные кредиты. По прогнозу собеседника Forbes, портфель спецпроектов достигнет десятков процентов, но не превысит 50%.
Плюс один
В начале года рейтинговое агентство Fitch предупреждало, что потери от кризиса российских банков могут быть значительными – они кредитовали украинских заемщиков как через своих «дочек», так и самостоятельно. Самый большой риск у ВЭБа – 74% капитала (427 млрд рублей), у Газпромбанка – 40% (161 млрд рублей) , у ВТБ – 14% (133 млрд рублей). Общий размер риска российских кредиторов на Украину составляет $28 млрд, говорил президент Владимир Путин.
Еще одним спецпроектом ВЭБ просит правительство признать санацию Проминвестбанка. Больших проблем в случае Проминвестбанка ничто не предвещало: в марте предправления ВЭБа Владимир Дмитриев уверял, что «ни о каких убытках пока речь не идет». Однако из документов следует, что на самом деле в марте ВЭБ предупреждал набсовет о возможных проблемах и опасения оправдались. «Прогноз оттока денежных средств и системного неисполнения заемщиками своих обязательств был реализован в полном объеме», — сказано в документах. Клиенты вывели из украинского банка $620 млн, и на покрытие разрыва ликвидности ВЭБ предоставил «дочке» 15 млрд рублей, но к концу года на эти цели понадобится еще $160-325 млн.
Кредитный портфель Проминвестбанка по большей части не обслуживается. Задолженность клиентов, чей бизнес сосредоточен в Донецкой и Луганской областях, — $0,9 млрд, корпоративных клиентов в Крыму — $0,8 млрд. В январе–июле заемщики Проминвестбанка выплатили в срок лишь 15-20% от начисленного. ВЭБ называет это результатом внутриполитического и экономического кризиса на Украине и разрыва интеграционных связей между странами.
Год назад Дмитриев жаловался СМИ: ВЭБ стал владельцем Проминвестбанка в 2008 году и спас банковскую систему Украины от краха, однако не ожидал, что унаследует от прежних собственников невозвратный портфель в размере до $1 млрд.
Из документов ВЭБа следует, что есть вопросы по кредитам, выданным уже в 2012 году. Например, украинская «дочка» выдала два кредита корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» на сумму $110 млн. Юристы компании «Право и консалтинг», оценившие для ВЭБа риски крымского портфеля, пришли к выводу, что залоги по займам ИСД были заведомо фиктивными.
Всего ВЭБ профинансировал ИСД на $8 млрд, включая заем на покупку акций. В 2010 году на приобретение 50% +2 акции госбанк дал $2 млрд группе российских инвесторов во главе с бывшим сооснователем «Евраза» Александром Катуниным. Состав инвесторов не раскрывается до сих пор. Financial Times писала, что сделка была заключена в интересах Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова, а также совладельца «Металлоинвеста» Алишера Усманова.
Покупку ИСД курировал лично тогдашний премьер Владимир Путин, писала газета «Коммерсантъ». Западный инвестбанкир рассказывает, что российские бизнесмены убеждали правительство помочь в деле экономической интеграцией с Украиной, где активы сильно подешевели. Однако с тех пор их стоимость снизилась еще больше.
Как помогут Проминвестбанку
С учетом того что проблемы украинской «дочки» вызваны внешними обстоятельствами, ВЭБ предлагает набсовету признать ее спасение «специальным проектом с компенсацией возможных убытков из федерального бюджета».
Концепция финансовой поддержки Проминвестбанка, представленная набсовету в октябре, включала четыре варианта выхода из проблемной ситуации. Три варианта предполагали различные комбинации разделения дополнительных убытков между самим ВЭБом и его "дочкой", которые в сумме за 2008-2017 годы могут достичь $2,1 млрд. Четвертый вариант самый затратный, в случае полного сворачивания украинского проекта консолидированные убытки ВЭБа от этой инвестиции могут достичь $3,4 млрд при активах "дочки" $4,3 млрд на конец полугодия.
«Наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение об оказании необходимой финансовой поддержки дочернему банку «Проминвестбанк», в том числе путем дополнительной капитализации», — сообщили в пресс-службе.
Из документов следует, что по основному варианту помощи ВЭБ зальет в 2014-2016 годах в капитал «дочки» $1,3 млрд в течение двух лет.
Согласно документам, ВЭБ до конца года планирует предоставить $480 млн, что большая сумма даже для госбанка, поэтому платеж предполагалось разбить на два этапа. Непосредственно деньгами в обмен на дополнительные акции "дочки" ВЭБ к 12 декабря заплатит $200 млн. Эта сумма включает $160 млн, которые ВЭБ сразу же вернет и погасит задолженность по ссуде, предоставляемой на покрытие разрыва ликвидности у "дочки" в октябре. Остальные $280 млн Проминвестбанк получит путем конвертации в его акции текущей задолженности по кредитным линиям ВЭБа.
В 2015-2016 годах план санации предусматривает еще две допэмиссии, которые также будут сопровождаться снижением задолженности перед ВЭБом. Капитал украинской "дочки", которая будет вынуждена досоздавать резервы, при этом практически не изменится и останется на уровне примерно $450 млн. С учетом этих средств инвестиции ВЭБа в едва не обанкротившийся Проминвестбанк превысят $2,5 млрд.