Все идет по плану: как бизнес оказался заложником плановой экономики Олимпиады
— По нулям! Никто такого даже предположить не мог! — торговец кубанскими сувенирами демонстрирует корреспонденту Forbes тетрадку в клеточку с собственным финансовым отчетом. 7 февраля выручка — 0 рублей, 8 февраля — 0 рублей, с 9 февраля начались единичные продажи. За весь период Олимпиады в Сочи — меньше 15 000 рублей, тогда как за один День города в Краснодаре выходит по 25 000.
Идея заработать на интересе гостей Игр к russian traditional souvenirs полностью провалилась. Народные сувениры и поделки, выставленные во время ярмарки кубанских товаров на площадках самого крупного гостиничного комплекса «Бархатные сезоны» (около 9000 номеров), интереса у приезжих не вызвали.
Ярмарки по разнарядке
«По нулям» и у других торговцев из Краснодарского края, прибывших в Сочи на олимпийскую ярмарку. Уже к 16 февраля из шести палаток, которые работали на пятачке посреди гостиничного комплекса «Русский дом», открыты были лишь три. Из 60 «народных умельцев» и продавцов кубанского меда разъехалась примерно половина, говорит один из участников ярмарки. Иностранцы характеризуют аутентичные вещи как «бьютифул», но цены — «ту мач», цитируют кубанцы гостей Олимпиады.
Миллиардеры тоже страдают
Торговцы кубанскими сувенирами и олимпийскими подделками далеко не единственные, кто пытался заработать на участии в подготовке Игр. В похожей ситуации оказались участники списка Forbes, миллиардеры Олег Дерипаска и Владимир Потанин, построившие две медиадеревни: Дерипаска — в Имеретинской низменности, а Потанин — в горах. Их бизнес-планы предполагали старт продаж апартаментов в деревнях еще в 2011 году, чтобы к 2014-му реализовать не менее трети будущего жилого фонда. Но власти не разрешили инвесторам искать покупателей до Игр. В итоге бизнес-модель поломалась, и об окупаемости объектов без помощи государства теперь речи не идет.
Не оценили приезжие и выступление фольклорных коллективов. Таланты со всего края в первые дни Игр с плясками и песнями выступали на специально сооруженных региональной администрацией сценах при отелях. Поскольку коллективам нужно было репетировать, гости Олимпиады слушали композиции в духе «Эй, ухнем!» с раннего утра.
В итоге на сами выступления к сценам подтягивались единицы. А вместо благодарностей от постояльцев стали поступать жалобы на шум.
Теперь концепция поменялась: коллективы объединились в одну группу и кочуют по разным участкам, давая по одному концерту в несколько дней. Аниматоров, которые вели олимпийские шоу, просто отпустили домой.
«Мероприятие сорвалось, хотя причины не ясны», — констатирует в беседе с Forbes президент Всероссийского фестиваля меда и организатор многих ярмарок (в том числе, сочинской) Виктор Чагаев. Чагаев, соорудивший инфраструктуру, и предприниматели, которые потратились на оргвзносы, дорогу и проживание в Сочи, рассчитывали на «тьму богатых иностранцев», признаются местные бизнесмены. Но, по подсчетам торговцев, на территории «Бархатных сезонов» вместо обещанных 8000-10 000 человек живут не более 2000.
Отели заполнены на 100%, возражает первый заместитель дирекции застройщика «Центр Омега» (100% принадлежит Краснодарскому краю) Дмитрий Анфиногенов. Он не знает, откуда берутся слухи о незаполненности. «Постояльцы — это волонтеры, журналисты и обслуживающий персонал. Они приехали работать, а не ходить по ярмаркам, они с 6 утра — у станка», — предполагает сотрудник отеля.
Жители «Бархатных сезонов» тратить лишние деньги не планировали, согласен еще один палаточник: «Вот недавно два парня мимо проходили, один другому говорит: «30 000 заработка — на мягкую мебель, 30 000 — на права». На кубанские сувениры ничего не остается.
Торговцы поясняют: они хотели перебраться ближе к Олимпийскому парку, где больше туристов, но получили отказ, поскольку «дали разнарядку развлекать гостей здесь». «Чагаева тоже «кинули», он больше всех нас попал, почернел за время Игр», — рассуждает скучающий продавец сувениров. По словам торговцев (которые они спешат опровергнуть, узнав, что разговаривают с журналистом), обязательное прибытие на ярмарку было разнарядкой от местных властей. «Администрация «наезжала» за пустые палатки», — объясняют продавцы, которым с чиновниками «потом еще работать». Их слова подтверждает управляющий бара «Вареничная сказка», расположившегося на территории «Бархатных сезонов». «У меня было два пути: или увольнение, или организация здесь досуга», — откровенничает он.
В краевом департаменте потребительской сферы Forbes заявили, что никакого отношения к ярмаркам администрация не имеет. Чагаев подчеркивает, что власти края всячески помогали в организации торгового пространства и что это исключительно его бизнес, который просто «в этот раз не удался».
«Для меня эти кубанские поделки неинтересны. Что я с этим буду делать-то?» — пожимает плечами журналист с эстонского ТВ-3 Алан Куук. Он огорчен неудавшейся попыткой приобрести товары с олимпийской символикой: во все точки продаж официального поставщика Игр Bosco — многочасовые очереди, а магазин в пресс-центре пустует: «Пару дней назад еще были куртки супербольших размеров, но сегодня и их нет». По нормальным правилам бизнеса, товар, который пользуется спросом, должны были завезти еще, но в Сочи этого не происходит, удивляется иностранец. На вопрос Forbes о причинах дефицита в Bosco не ответили.
Оргкомитет не указ
На периферии кубанских промыслов и олимпийского мейнстрима — продавщица сувениров «с колес». Она единственная во всей округе отвоевала себе проходное место, и встала туда с тачкой, полной китайских массажеров для головы, переживших с десяток сезонов «именных» ракушек, пластиковых браслетов и слепленных на скорую руку магнитов. Гора значков 1970 года выпуска «Санаторий Черноморец» по 15 рублей за штуку откровенно радует иностранцев. А несколько икон добавляют натюрморту торжественности. Поверх этого — шапочки цвета российского триколора с надписями Russia и «Сочи» («По 13 штук за раз продаю», — хвастается продавщица) и футболки разных цветов и размеров с хитрыми вариациями на тему Игр: на одних написано «Сочи» и Krasnaya polyana, на других — «2014» и, например, название лыжного курорта.
Маркетинг на грани мошенничества: фразы типа «Сочи-2014» могут использовать только производители лицензированной продукции. Зато упоминать название города и год по отдельности никто не может запретить, усмехается продавщица. Оргкомитет Игр ей точно не страшен. «Кто меня только не гонял — и администрация, и менты, и бандиты. Я здесь несколько лет стояла и буду стоять, — отрезает она. — Перед Олимпиадой ИП зарегистрировала по настоянию властей — и стою».
Торговля идет бойко: иностранцы интересуются раритетными значками, россияне — поддельными футболками.
Корреспондент Forbes не удержался от покупки сделанной в Китае кепки с серпом и молотом на лбу и этикеткой «Беско». Параллельно заключаются сделки: покупатель из Чехии, узнав о заинтересованности продавщицы в олимпийских сторублевых купюрах, пообещал поставлять ей товар по 180 рублей за штуку, хотя оптовая цена — 300 рублей. Речь шла о сделке не менее чем на 7000 рублей.
Пока возле тележки с подделками кипит бизнес-жизнь, участники официальной ярмарки планируют «продержаться до 23 февраля». На Параолимпийские игры оставаться в Сочи они не собираются. Главный организатор ярмарки Виктор Чагаев не отчаивается и уже планирует переезд мастеров и продавцов сувениров на другие площадки: в Краснодаре, Новороссийске, Оренбурге. В России начинается Масленица — и торговля должна идти на «ура».