К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Вобла, сало и жвачка: кто и как освоил рынок солдатского питания с оборотом $1,9 млрд

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Как кормят Российскую армию и кто на этом зарабатывает — в расследовании Forbes

В четверг два депутата Госдумы — Александр Хинштейн и Андрей Луговой — заявили об отставке и. о. главы «Военторга» Марины Лопатиной. «Лопатина освобождена от должности по инициативе Шойгу (Сергей Шойгу, министр обороны — Forbes)», — написал в своем твиттере Хинштейн. «Привет Хинштейну, — откликнулся в разговоре c Forbes замдиректора «Военторга» Максим Супрун. — Собирает сплетни по углам». В приемной Лопатиной не подтверждали ее увольнение: по словам секретаря, она проводит совещание. И лишь совсем поздно вечером агентства сообщили, что совет директоров ОАО «Военторг» избрал нового гендиректора компании — им стал Владимир Павлов.

История началась во вторник, когда тот же Луговой, зампред думского комитета по безопасности, предложил расследовать деятельность государственного ОАО «Военторг», которое обеспечивает питанием военнослужащих Российской армии. По его словам, «в «Военторге» дербанят 50 млрд рублей, делятся контракты на ближайшие два года». «Это подрывает боеспособность», — сказал Луговой, вспоминая последние коррупционные скандалы вокруг Минобороны.

Министерство, которое до недавнего времени возглавлял Анатолий Сердюков, действительно главный поставщик «коррупционных» новостей в последние два месяца. По фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис» (главное сервисное предприятие Минобороны), возбудили уже семь уголовных дел, ущерб по этим делам превысил 6,7 млрд рублей. Своих постов в Минобороны кроме Сердюкова лишились еще несколько высокопоставленных чиновников.

 

В отличие от дела «Оборонсервиса» в истории «Военторга» фигурирует фамилия замминистра обороны, оставшегося в ведомстве и при Сергее Шойгу. Это начальник тыла ВС РФ Дмитрий Булгаков.

Заявление Лугового может стать предметом расследования  в отношении того подразделения Минобороны, которое пока обошли коррупционные скандалы, — Службы тыла. Депутатский запрос оформлен на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, и ведомство формально обязано провести проверку.

 

Как кормят российских военных и кто на этом зарабатывает?

Сухой паек в сухих цифрах

Система питания военнослужащих начала меняться с 2008 года, когда Службу тыла возглавил Булгаков. Сначала стала расти стоимость сухих пайков, которые выдают военнослужащим в полевых условиях. С 321 рубля за комплект (2008 г.) стоимость выросла до 622 рублей в этом году. Также выросло и количество пайков — втрое, до 10,2 млн комплектов (хотя войска за тот период пережили сокращение).

 

В распоряжении редакции оказались документы, открывающие интересные схемы, удивляющие не только ценами, но и рационом питания военнослужащих.

В прошлом году он немного видоизменился. В стандартный набор сухого пайка из хлебцев, консервов, плавленого сыра и шоколада добавились сушено-вяленая рыба, соленый шпик и жвачка, что вызвало удивление у участников рынка, неготовых удовлетворить новые требования.

«В летний период вяленая рыба может вызвать жажду, жвачка вряд ли может быть полезной для питания, ну а введение в обязательный рацион сала может вызвать протест сразу у двух конфессий — мусульман и иудеев», — считает один из бывших поставщиков пайков.

С 2009 года всех поставщиков выкинули из «пула», рассказывает он, оставив только «Грязинский пищевой комбинат».

«Именно Булгаков ввел изменение нормативной документации на рацион питания, чтобы норматив, кроме «Грязинского комбината», никто не мог исполнить», — рассказывает представитель компании, прежде участвовавшей в конкурсах.

 

Финансисты комбината, утверждает собеседник, привлекались как эксперты в департаменте ценообразования Минобороны. Кроме «Грязинского комбината» был и еще поставщик — компания «Агропром». Они заключили агентский договор со своей «дочкой» ОАО «Ленинградское», которое в свою очередь заключило договор на комплектование пайков с тем же «Грязинским пищевым комбинатом».

В 2010 году нарушение принципа конкуренции при конкурсе обнаружилось, и Сердюков дал распоряжение найти минимум одну реальную альтернативу. Сергей, представитель одной из компаний-поставщиков, рассказывает, что в компанию позвонили и спросили: могут ли они производить и поставлять воблу и шпик.

Альтернативу в итоге нашли: это оптовый поставщик продовольствия «Опт-торг». Теперь бюджет на пайки размером 6,3 млрд рублей они делят на двоих с «Грязинским пищевым комбинатом». Гендиректор комбината Валерий Ковалевич не смог ответить на вопросы Forbes, так как на весь день в минувший четверг «уехал в администрацию».

Насколько адекватны цены пайка? Они в разы отличаются даже от розничных цен в магазинах. Если сравнивать с мониторингом средних цен по России, то, например, гречка в пайке дороже на 198%, макароны — на 172%, сок — на 107%, свинина — на 24%.

 

Уже весной 2012 года, стало понятно, что за 11 месяцев увеличенный втрое объем пайков израсходовать не получится. Чтобы как-то решить вопрос с протухающими продуктами, чиновники Минобороны дали распоряжение в десятках частях снять военных с довольствия в столовых и заменить еду пайками, которые выдавали уже не на учениях, а прямо в казармах. 1 июня об этом написал начальнику продовольственной службы Западного военного округа глава Департамента ресурсного обеспечения Минобороны Толмачев (документ есть в распоряжении Forbes). Имеется в распоряжении редакции и телеграмма за подписью временно исполняющего обязанности замкомандующего войсками Центрального военного округа по материально-техническому обеспечению Андрея Булыги, который призывает незамедлительно исполнить инструкции по уничтожению скоропортящихся продуктов. Булыга избавился от приставки и. о. уже при новом министре обороны Сергее Шойгу 6 декабря.

Что на горячее?

Однако сухие пайки — это лишь малая часть большого пирога под названием «организация питания военнослужащих». Основная доля — это горячее питание. До 2010 года горячее питание готовилось самими солдатами: служившие помнят наряды на кухне.

Однако при новом министре и начальнике тыла в Минобороны было принято решение перейти на аутсорсинг. «Ликвидировано отвлечение личного состава от мероприятий боевой подготовки, улучшилось качество пищи, расширен ассортимент приготовляемых блюд, повысилась культура приема пищи; энергетическая ценность, химический состав и полнота доведения нормы продовольственного пайка стабильно отвечают нормативным требованиям», — заявлял тогда замминистра Булгаков.

 

Сейчас средневзвешенная стоимость единократной услуги питания, определенная бюджетом, — 267,75 рубля. Если умножить на количество дней в году и количество военнослужащих (около полумиллиона), получается рынок с годовым объемом 50,3 млрд.

До этого года питание осуществлялась 25-30 разными компаниями в разных частях России. Они поставляли питание военным частям по конкурсу. Мелким компаниям принадлежало 7% рынка, 51% обеспечивала RBE group — крупнейший оператор на рынке аутсорсинга: от строительства и IT до питания и отдыха. Еще 42% обеспечивала компания «Конкорд».

Заказы по распределению питания осуществляются через сервисное ОАО Минобороны «Военторг».

В августе этого года большинству из мелких компаний перестали платить по счетам. В середине прошлого месяца хозяева компания «Торговый дом СПП», «Стандарт Сервис» и «Централ Кейтеринг» обратились к новому министру  обороны с просьбой навести порядок на рынке армейского аутсорсинга.

 

Причиной жалоб стало то, что и. о. гендиректора «Военторга» Марина Лопатина решила разорвать контракты с мелкими аутсорсерами, перераспределив их объемы в пользу «Конкорда». Они подозревают Лопатину в лоббировании интересов собственника компании.

Компания «Конкорд» принадлежит петербургскому предпринимателю Евгению Пригожину. Знакомство с Владимиром Путиным ему приписывают еще с начала 90-х, когда Путин в мэрии курировал в том числе и игорную отрасль, а Пригожин с партнерами открыл первые крупные казино. С тех пор предприниматель стал ресторатором, и не простым. В его ресторанах New Island, «Русская рыбалка» и «На здоровье» Путин не раз бывал, а также угощал высокопоставленных гостей, в том числе Жака Ширака, Джорджа Буша, Герхарда Шредера и Йосиро Мори.

В 2012 году холдинг «Конкорд менеджмент консалтинг» выиграл конкурс на оказание услуг по обслуживанию приема в честь инаугурации Путина на третий срок.

В прошлом году «Конкорд» стал известен масштабным проектом по обеспечению школ в двух столичных округах готовыми обедами. Поставки еды вовремя не состоялись, и 15 сентября в Москве родители вышли на акцию протеста. По словам представителя «Конкорда», с тех пор работа налажена и компания бесперебойно обеспечивает Северный и Юго-Восточный округа Москвы питанием.

 

Воинские части «Конкорд» начала кормить еще пять лет назад. Компании удалось снизить стоимость питания с 350 до 240 рублей за порцию, заявляют в представительстве компании. Вопрос о том, когда Пригожин познакомился с Путиным и в каких отношениях они находятся, компания оставила без ответа. «Компания «Конкорд» не ставит перед собой задачу захватить весь рынок военного питания — эта информация глобально преувеличена в СМИ, — говорится в официальном ответе «Конкорда» Forbes. — Компания кормит вверенную ей Минобороны часть рынка. Выбор поставщика зависит лишь от компании «Военторг», которая производит торги на поставку питания в воинских частях».

В Минобороны отказались комментировать ситуацию с «Военторгом». В четверг на пресс-конференции, посвященной утилизации снарядов, Дмитрий Булгаков не стал отвечать на вопрос о питании, заявив, что это не является темой встречи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+