В субботу около 12 часов на Трубной площади (здесь расположен один из пунктов голосования и одновременно заявлен митинг) немноголюдно. Всего несколько человек и рой журналистов с Сергеем Удальцовым в центре, который двигается к сцене. «А где митинг-то?» — интересуется какая-то женщина. «Журналюг больше, чем митингующих. Проправительственные проститутки. Они ведь все равно ничего не покажут или переврут», — возмущается она.
Трубная площадь огорожена металлическими барьерами, рядом с которыми дежурят полицейские и дружинники. По периметру сквера стоят десятки грузовиков и автобусов. Но основательно к акции подготовилась не только полиция, но и прокремлевская молодежь, которая ходит перед металлодетекторами на входе в клоунских костюмах и раздает листовки, где обыгрывается аббревиатура КС. Если верить бумажке, на площади всех ждут «Выборы Клоуны Смех».
Ближе к часу дня журналисты начинают теряться среди оппозиционеров. У каждого из четырех шатров для голосования к этому времени собираются очереди человек по 20. В той, где стоит корреспондент Forbes, все голосующие «за тридцать», кто-то даже за 60. «Хотела быстро проголосовать и на дачу уехать, да сайт не работает, атакуется, пришлось сюда ехать». Все понимающе закивали и заулыбались. «А что там в Химках?» — спрашивает высокий коренастый мужчина в очках. «Да что там может быть, — отвечает волонтер, следящий за порядком на участке. — Полный набор: карусель, вбрасывание, урны без надзирателей». «Хорошо, что здесь так нельзя», — отвечают откуда-то сзади.
В принципе, принять участие в выборах Координационного совета можно, не отходя от компьютера. Обязательную процедуру подтверждения личности (или верификацию) можно пройти, отправив микроплатеж через «Яндекс.Деньги» либо фотографию избирателя с паспортом в руках. Однако люди постарше предпочитают интернету участки для голосования.
Фоторепортаж с выборов в КС оппозиции
Около часа у одной из палаток появляется Ольга Романова. «Вы не поверите, я не смогла верифицироваться [в интернете]! Поэтому пришла так», — объясняет она причины своего появления. Скоро к ней присоединяется писатель Лев Рубинштейн.
Неожиданно на палатку налетает толпа журналистов, которые кучкуются вокруг продолжающего расхаживать по Трубной Удальцова. Он что-то говорит про журналистов, которые пишут не о том и в больших количествах. Вокруг мелкими перебежками передвигаются фотографы. Импровизированную пресс-конференцию дает не только он: толпу вокруг себя собирает и депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Его коллега по нижней палате Илья Пономарев какое-то время остается незамеченным прессой, однако в конце концов журналисты обступают и его.
«Господа, уйдите с газона, пожалуйста, не вытаптывайте цветы. Давайте сбережем парочку триллионов, которые мэрия может потратить на восстановление травы», — просит организатор тех, кому не хватает дорожек для передвижения по скверу.
Очереди на верификацию в белые шатры продолжают расти. К половине второго в каждый из шатров стоит уже человек по 30. Изначально предполагалось, что можно будет и голосовать, но к двум часам дня сайт так и не заработал, поэтому на Трубной (да и на других участках для голосования) можно только доказать, что ты не робот.
Те, кто прошел процедуру, не спешат расходиться. Люди спокойно гуляют, общаются. Кто-то пришел с плакатами. У одного из оппозиционеров — мужчины лет шестидесяти — на спине наклейка, на которой крыса с лицом Путина. Есть и такие, кто пытается подзаработать. Мужчина с длинными седыми волосами, к примеру, поставил на площади лоток, с которого продает книги. «Они отравляют нас сигаретами, алкоголем! Они делают это специально!» — возмущается он. Кто-то из подошедших к его лавке начинает спорить. «Я с матерщинниками не разговариваю, — с достоинством отвечает тот. — До свидания!».
Митинга как такового нет. На сцену поднимаются лишь изредка. Часто просто для решения каких-то организационных вопросов. «У нас к вам большая просьба. Региональному выборному комитету не хватает компьютеров. Если кто-то может доверить свой ноутбук на время, напишите в твиттере», — говорится в ходе одного из таких выступлений.
На «Красном Октябре» тоже голосуют. Участок распложен в одном из кафе. Здесь немноголюдно, всего несколько человек. Юноша лет 13 забирает на барной стойке большое пирожное, еще несколько с компьютерами сидят вдоль окна.
«Вы на выборы?» — спрашивает охранник в черном костюме, когда корреспондент Forbes переступает порог заведения. Охранник отправляет к блондинке с короткой стрижкой. Она объясняет, что сайт по-прежнему атакуют, а потому можно только зарегистрироваться и верифицироваться. Это занимает не больше 5 минут: паспорт, фамилия, имя, отчество, город прописки — все, что нужно. «Вечером можно уже будет проголосовать, — обещает девушка, — не могут же они весь день атаковать!»
Код для голосования приходит по SMS. «Ваш идентификатор: ххх. Никому не сообщайте его!» — говорится в сообщении.
Ажиотажа на участке на «Красном Октябре» нет, но люди идут. За те 10 минут, которые корреспондент Forbes провел на участке, там появилось еще четыре избирателя: две ухоженные дамы в возрасте с паспортами в руках, а потом еще двое.
Еще один участок, на Покровском бульваре. Место его расположения угадывается сразу: в красную дверь в доме на Покровском бульваре постоянно кто-то входит, а снаружи стоят два молодых человека. На очередное «Здесь выборы?», они просто открывают дверь. Обычный московский подъезд с облезшей синей краской и широкой лестницей. На втором этаже офис из нескольких комнат. Из глубины голубоватым цветом светятся яблоки «макинтошей», в «приемной» очередь из 10 человек. По словам администраторов, в среднем в час к ним приходит 30 -40 человек.
В начале седьмого вечера на Трубную площадь уже не пускали, полиция собирала ограждения, из парка спокойно выходили группы людей. «Самые умные проголосовали в 12 часов ночи, — смеется женщина в черном балахоне. — Теперь остается, как сказал Немцов, ждать, что сломается сервер у тех, кто мешает нам выбирать».
Предполагалось, что за два дня, 20 и 21 октября, россияне должны были выбрать 45 человек в Координационный совет российской опозиции, который будет представлять интересы российского оппозиционного движения. К 8 часам вечера субботы на выборах зарегистрировалось 166 983 человек, однако возможность проголосовать у них была не всегда: с самого утра сайт переодически становился недоступен из-за непрекращающихся хакерских атак. Поэтому выборы продлили до вечера понедельника.