Может ли ликвидация тупиков решить проблему пробок в Москве?
Термин «связность улично-дорожной сети» невероятно скучен. Зато каждый поймет, что за ним стоит. Особенно если, стоя в пробке, попытаться свернуть на параллельную боковую улочку и тут же уткнуться в забор, перегораживающий проезд. Или если мост забит машинами, а другой путепровод — в 10 км с выездом на перегруженные магистрали.
Чем больше альтернативных маршрутов из точки А в точку Б предоставляет человеку городская улично-дорожная сеть, тем лучше и тем выше ее связность. Что это нам дает? Победу над пробками: появляется вереница возможностей объезда. Большую свободу и снижение вредных выбросов за счет сокращения расстояний и времени поездки. В городах с высокой связностью улиц быстрее приезжают по вызовам пожарные и скорая помощь. Восторженные сторонники модели «простой решетки» (примерно так спроектированы улицы Нью-Йорка и многих других американских городов) уверяют, что возможность каждый день добираться на работу разными маршрутами хорошо сказывается на эмоциональном состоянии человека.
Ясно, что все это пока не про Москву. Правительство столицы выделяет десятки миллиардов рублей на строительство новых дорог и расширение старых магистралей, многие из которых не увеличивают, а снижают связность, — легко ли пешеходу, велосипедисту или даже автомобилисту пересечь Третье транспортное кольцо (ТТК)? Из многих районов по-прежнему есть только один выезд в центр. Исследователи из центра Probok.net нашли в городе 109 мест, где установить связь между двумя районами можно, просто залив асфальтом заброшенные технические железнодорожные пути или ликвидировав незаконную парковку. Но с проблемой связности улиц сталкиваются муниципалитеты всего мира, и вот примеры удачных и неудачных попыток ее решения.