
Агентство США по международному развитию USAID сворачивает деятельность на территории России. По данным сайта ForeignAssistance.gov, только в 2011 году совместно с Госдепартаментом США организация направила на поддержку нескольких десятков проектов в РФ $134,838 млн. Более половины этой суммы расходовалось по направлению «демократия, права человека и управление».
Всего за период с 2006 года в Россию USAID вложило $682,285 млн, а с учетом планов на 2012-2013 годы эта цифра составляла $861,816 млн.
Несмотря на то, что представители Госдепа заверили в способности найти альтернативные способы финансирования ключевых, с точки зрения американских властей, инициатив, поддержку в результате ухода агентства из России потеряет целый ряд влиятельных некоммерческих организаций, многим из которых с ноября предстоит навесить на себя ярлыки «иностранных агентов».
Forbes спросил у партнеров USAID, каких последствий для себя и других отечественных НКО они ожидают от приостановки деятельности USAID.
Ассоциация «Голос»
Проект: «прозрачные выборы»
Самый известный партнер USAID в России подвергся мощной информационной атаке в преддверие декабрьских выборов в Госдуму и стал одним из символов нового гражданского протеста – при поддержке «Голоса» для наблюдения за чистотой электоральной процедуры были рекрутированы тысячи активистов, предотвративших многие нарушения.
На сайте USAID подчеркивается важность критического и объективного подхода ассоциации к мониторингу процесса голосования. Агентство отмечает успешность PR-стратегии «Голоса» как «защитника интересов избирателей» и «уникального источника информации и экспертизы». Помимо сайта, ассоциация коммуницирует с аудиторией посредством блогов, соцсетей, мероприятий для СМИ и газеты «Гражданский голос». В 2010-2011 годах организация успешно пронаблюдала за избирательными кампаниями в 26 регионах, выпустила 20 000 копий памяток для наблюдателей и собственный пакет предложений по реформированию российского выборного законодательства.
Лилия Шибанова, исполнительный директор «Голоса»:
«Для нас, безусловно, сегодня основной проблемой является организация прямого наблюдения за выборами в единый день голосования 14 октября. Проекты в интернете не требуют слишком большого объема финансирования, во многом благодаря нашим партнерам, которые предоставляют помощь безвозмездно. Поэтому и «Карта нарушений», и SMS-ЦИК, и горячие линии, и веб-камеры – все эти инициативы организованы будут.
Сложности из-за сворачивания финансирования USAID возникают в связи с сохранением штабов – помещений, техники, автомобилей, и печатью справочников для наблюдателей в 22 регионах, прежде всего, в Подмосковье, где мы готовимся к самой масштабной кампании. Эти средства должны быть найдены в максимально короткие сроки. Любой международный грант или грант от Общественной палаты немедленно ты не получишь – на оформление транша уйдет, по меньшей мере, год. Поэтому если USAID с октября не сможет вести проекты на территории России, это сильно ударит по «Голосу» – средства на мониторинг голосования мы рассчитывали получить от агентства, а также потратить остатки от федеральных кампаний 2011-2012 годов.
Думаю, мы попытаемся привлечь финансирование от российских граждан, найти новых партнеров в отдельных регионах, волонтеры могут помочь помещениями и машинами. Но тот объем ресурсов, который требуется только на 3500 наших корреспондентов и массу сторонних наблюдателей, будет для нас головной болью. Речь идет о сумме в районе $70 000».
Программа UNAIDS: профилактика ВИЧ-инфекции
Проект: «UNAIDS: координация для действий»
Сворачивание деятельности USAID в России имеет политические предпосылки, но рискует привести к социальным последствиям. Речь, в первую очередь, идет о проекте профилактики ВИЧ-инфекции и борьбы со СПИДом. Проект UNAIDS призван координировать усилия российских властей, гражданского общества и других заинтересованных сторон в противостоянии смертоносному вирусу в соответствии с концепцией «трех принципов»: единой политики, единого органа, имеющего полномочия в этой сфере, и единой системы мониторинга и оценки.
В 2010-2011 годах агентство сотрудничало по линии UNAIDS с правительством России. Специалисты помогали внедрять в стране универсальные принципы профилактики, лечения и ухода за ВИЧ-инфицированными. Правительство получало экспертную консультацию, в рамках проекта был организован ряд круглых столов.
UNAIDS организовывало встречу на национальном уровне представителей НКО, работающих над проблемой ВИЧ/СПИД. В результате в декабре 2010 года была создана специальная рабочая группа. Также американская сторона организовывала поездки в США специалистов для обмена опытом и приведения профессиональных практик к единой модели.
Только в прошлом году на борьбу с ВИЧ/СПИД в России USAID и Госдеп направили более $10 млн.
Павел Аксенов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Эсверо»:
«Эсверо» напрямую с USAID не работало. По нашему мнению, у агентства несколько двойственный подход к вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. В частности, речь идет о финансировании отдельных программ, которые USAID не поддерживала. И все же переоценить роль агентства в России сложно.
Делалось действительно многое, реализовывалось огромное количество программ, выстроенных очень профессионально, очень глубоко, при отличной методической базе. USAID организовывало множество мероприятий по обмену опытом с участием специалистов, в том числе, нашей организации. Такое партнерство дало нам многое в плане расширения кругозора, повышения профессионального мастерства, улучшения знаний и навыков, позволило на многие вещи посмотреть по-другому и продвинуться вперед в плане методической составляющей.
Закрытие офиса USAID стало большой неожиданностью, хотя мы и видим тенденцию на постепенное сокращение внешней поддержки внутри страны. В данном случае особое удивление вызвала поспешность, с которой решение принималось. Сжатые сроки для сворачивания деятельности российского офиса агентства рационально объяснить достаточно трудно.
Опасения теперь возникают за большое количество социальных программ и проектов, прежде всего, в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и туберкулеза — абсолютно смертоносных и губительных для страны заболеваний. Речь идет о жизнях конкретных людей — клиентов этих программ и проектов, которые получают абсолютно осязаемую ежедневную помощь, о профессиональном росте специалистов, о финансовых вливаниях в научно-методические ресурсы, до прихода USAID вообще не существовавшие, особенно в регионах.
Сможет ли правительство России обеспечить преемственность всего социального наследства агентства, ответить невозможно. Поэтому поспешность с закрытием офиса губительна, и негативные последствия у этого процесса, безусловно, будут.
Хочется верить, что стороны приняли взвешенное и ответственное решение. Американские и российские власти должны адекватно представлять себе перспективу последствий резкого прекращения деятельности USAID и иметь стратегию на этот счет для минимизации вреда.
И меньше всего хочется думать, что это очередные политические игры».
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»
Проект: «защита прав инвалидов: доступ к образованию»
Один из самых известных партнеров USAID «Перспектива» работает в России с 1997 года. Миссия организации — «добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества и улучшение качества их жизни». «Перспектива» сотрудничает с более чем 30 общественными организациями из российских регионов и стран СНГ. За 12 лет деятельности организация помогла более чем 50 000 людей с инвалидностью и членам их семей и привлекла более 20 000 чиновников и специалистов сферы образования к участию в семинарах и мероприятиях.
Проект направлен, в первую очередь, на обеспечение доступа инвалидов к равным условиям инклюзивного образования (подход, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и другие особенности, включены в общеобразовательный процесс) и их юридическую поддержку. На сайте USAID отмечается, что «Перспективе» удалось привлечь более $400 000 от местных и международных доноров, включая ЮНИСЕФ, Еврокомиссию и частный бизнес. Организация занималась организацией международных конференций по вопросам инклюзивного образования и других крупных мероприятий. Программа «Образование для всех» включает представителей 26 регионов.
Большинство из 61 сотрудников «Перспективы» — люди с инвалидностью. Они сами успешно координируют, управляют и реализуют крупные межрегиональные проекты, работают с прессой и грантодателями, выступают на российских и международных конференциях.
Денис Мишель Роза, председатель правления РООИ «Перспектива»:
«Это был шок. Совсем скоро мы собирались заключать с USAID новый договор о сотрудничестве по проекту инклюзивного трудоустройства людей с инвалидностью. В первую очередь, программа была рассчитана на регионы, теперь она оказалась под угрозой срыва. Речь идет, как и в случае с нашим образовательным проектом, о том, чтобы жители России, имеющие физические особенности, не чувствовали себя вне общества, не ощущали нарушения своих прав на труд. Помимо Москвы, проект должен был запускаться еще в пяти городах.
У нас есть и другие источники финансирования, но поддержка USAID на протяжении всего времени существования «Перспективы» была очень значима для нас и для наших региональных партнеров. Надеюсь, никто из них не закроется из-за недостатка средств. Агентство помогало не только деньгами, оно также организовывало, например, поездки наших клиентов в штаты. Совместно мы добились очень многого.
Пока прошло мало времени, и новых предложений о замещении выпадающего финансирования нам не поступало. Возможно, придется придумать какую-то новую стратегию для сотрудничества со спонсорами.
Найти адекватную замену будет трудно. Все наши успехи во многом были связаны с той поддержкой и тем доверием со стороны USAID, что мы получали на протяжении долгих лет. Всего за истекший период объем финансовой помощи «Перспективе» составил 3,8 млн рублей».
Фонд развития информационной политики
Проект: «медиа и политика: диалог как основа российского общества»
Фонд развития информационной политики (ФРИП) – НКО, созданная для «внедрения современных демократических принципов в формирование информационной политики в регионах и привлечения СМИ к участию в этом процессе». ФРИП работает в 75 регионах.
Как следует из отчета о деятельности организации за 2009 год, иностранные поступления в ее адрес составили около 14 млн рублей. На сайте USAID говорится, что в том же году ФРИП провел 28 региональных и федеральных семинаров и круглых столов с участием 828 журналистов, 274 представителей органов власти и 348 работников НКО, политических и гражданских лидеров.
Фонду удалось получить и три государственных гранта: от администрации Нижнего Новгорода, от Роспечати и полпреда президента в ЦФО.
ФРИП указывает следующие направления своей работы: образовательная программа для сотрудников СМИ «по освещению общественно-политической жизни регионов и избирательных кампаний»; организация площадок для диалога участников регионального политического процесса; издание аналитических материалов и рекомендаций по эффективному освещению избирательных кампаний и роли СМИ в становлении гражданского общества; проведение всероссийской конференции «Практика СМИ по освещению выборов и региональной политики»; спецпроекты по развитию региональных и муниципальных СМИ.
Светлана Колесник, президент Фонда развития информационной политики:
«Наш совместный с USAID проект завершается в конце сентября. Мы пытаемся найти финансирование в разных структурах, прежде всего, российских. Однако есть нюансы поддержки НКО в России. У нас нет формы, распространенной в западных странах, при которой бизнес получает специальные налоговые льготы для спонсирования некоммерческих проектов. Минэкономразвития подготовило такой законопроект, но пока документ встречает сопротивление Минфина из-за угрозы нарушений со стороны нечистоплотных предпринимателей. На мой взгляд, было бы рациональнее сначала дать людям возможность получить финансирование по новому закону, а потом уже урегулировать отношения с давно работающими здесь организациями.
USAID в России сделало много хорошего и полезного. Агентство поддерживает массу важных социальных проектов – к примеру, по оказанию помощи детям, оставшимся без родительской опеки. Мы использовали деньги USAID для налаживания координации между властью и журналистским сообществом. Работники региональных СМИ направлялись для обмена опытом за рубеж. Теперь финансирование заканчивается. Мы сдали заявки на получение грантов в Общественную палату и другие места, но пока ответов не получили.
Важная особенность: USAID финансирует институциональные расходы организации. Это, прежде всего, аренда помещений, коммуникации и оплата базового состава сотрудников. В России преобладает другой тип – проектный. К примеру, вы можете запросить деньги, если вам нужно провести конференцию, но выделенная сумма покроет только непосредственно аренду зала, и никакого качественного эффекта добиться не получится. Для нашего конкурса «Власть, общество, СМИ», куда было подано рекордное количество заявок – более 500 со всех регионов, готовилась полноценная база: постоянная работа офиса со штатом сотрудников. Пока структур, которые покроют такие расходы, в России практически нет.
Насчет политической целесообразности работы USAID есть разные соображения. Отдельные сотрудники партнеров агентства в России повели себя не лучшим образом, когда начали путать собственную политическую позицию с деятельностью организаций, в которых работают. Думаю, никакой деструктивной деятельности агентство в России вести не собиралось. Мне жаль, что расставание происходит таким образом, без всяких переговоров и попыток сторон найти компромисс».
Фонд «Новая Евразия»
Проект: «российская программа независимых печатных СМИ»
Проект направлен на увеличение количества и качества независимых газет в России. Он помогает региональной прессе повышать эффективность бизнес-процессов, стандарты качества контента, профессионализм журналистов.
Фонд «Новая Евразия» оказал прямую поддержку 54 изданиям в 44 субъектах Федерации с совокупным тиражом более чем в 850 000 единиц и потенциальной аудиторией в 15 млн читателей, активно сотрудничал с Альянсом независимых региональных издателей, запустил несколько конкурсов для сотрудников СМИ и провел ряд крупных конференций.
Андрей Кортунов, президент фонда «Новая Евразия»:
«Решение было ожидаемым. Жизнь идет вперед, а принципы работы USAID в России менялись очень медленно и в каком-то смысле отстали. Для всех нас было бы лучше, чтобы на смену этой модели пришла новая, более эффективная модель российско-американского технического сотрудничества. Нужно обслуживать двустороннюю президентскую комиссию, развивать контакты между ведомствами и институтами гражданского общества. Жаль, что работа агентства завершается таким образом — с сохранением обиды со стороны США из-за недооцененности российскими властями усилий организации по поддержке важных социальных программ и подозрениями Москвы к тем целям и задачам, которые USAID здесь решало.
У нас прямых проектов с USAID было не так много. Мы, к примеру, реализовывали программу поддержки Ассоциации независимых собственников жилья, ведется программа поддержки независимых СМИ, но в принципе для фонда это не основной источник финансирования, не вопрос жизни и смерти. Конечно, сокращение денежных потоков создает сложности, которые предстоит преодолевать.
Важно, чтобы уход USAID не повлек за собой изменения отношения к американским моделям социальной поддержки в целом. Если возобладает позиция, что нам вообще не нужен опыт США ни в одной из сфер, хуже будет всем.
Российские НКО не поголовно зависят от USAID — многие ухода агентства из страны даже не заметят. Но, к примеру, правозащитникам по ряду причин приходится опираться практически исключительно на иностранные гранты, и найти альтернативу им будет крайне непросто. За последнее время многие американские частные фонды уже ушли из России или сократили финансирование проектов в стране: фонд Форда, фонд Карнеги и другие. Решение USAID — очередной удар для таких некоммерческих организаций. Не исключено, что правительство США найдет другие каналы финансирования. Но насколько они будут эффективны и насколько российские власти лояльно к ним отнесутся, вопрос открытый».