К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Звезды на полосах. СМИ как «иностранные агенты»

иллюстрация Fotobank/Getty Images
иллюстрация Fotobank/Getty Images
Маркировка изданий — это попытка законодательно оформить взгляды на мир Владимира Путина и его сторонников, считает Леонид Бершидский

В среду 18 июля депутат от «Единой России» Евгений Федоров внес в Госдуму законопроект №113620-6, который предполагает объявлять «иностранными агентами» СМИ, получающие деньги или имущество от иностранных организаций и граждан. В своих интервью депутат говорит также, что ко второму чтению законопроекта можно будет обсудить и происхождение рекламных доходов, получаемых российскими медиа. Товарищи Федорова по фракции Илья Костунов и Владимир Бурматов, тем временем, «анализируют взаимосвязь редакционной политики и структуры собственности СМИ; результаты такого мониторинга планируют представить осенью» — это цитата из еще одного единоросса, вице-спикера Сергея Железняка.

Из происходящего пока можно сделать вывод, что ЕР собирается искать возможности для маркировки СМИ желтыми шестиконечными звездами (ну, или звездно-полосатыми ленточками) по трем признакам:

1. получение иностранных грантов;

 

2. наличие рекламы зарубежных компаний;

3. иностранные собственники.

 

После этого СМИ обяжут публиковать желтую шестиконечную звезду в выходных данных, чтобы единороссы на любую критику со стороны этих изданий могли стандартно отвечать: «Ну а чего вы хотели? Это ж иностранные агенты поют с голоса врагов России». Но это само по себе не опасно и нормальных читателей не отпугнет. Они ж понимают, какая власть заставляет нашивать звезды и почему. У «Ведомостей», например, не в выходных данных, а в шапке каждого номера написано про иностранных учредителей, и это для газеты скорее орден, чем сатанинская метка.

В общем, этот эпизод войны между неизбранным парламентом и прессой пока выглядит бескровным. Куда большую угрозу для свободы слова представляет запрет на рекламу любого алкоголя в печатных и интернет-СМИ, одобренный в третьем чтении 6 июля. Он отбирает у изданий — в основном неглянцевых — реальные деньги, больше 5 млрд рублей.

Законопроект Федорова и сопутствующую возню вряд ли можно считать реальной атакой на СМИ. Вряд ли им запретят принимать иностранные гранты и рекламу вражеской Procter & Gamble. А уж иностранных собственников (в офшорах) имеют такие важные для экономики компании, что это дело не запретят совершенно точно.

 

Но если это не реальная атака, то что? На мой взгляд, это попытка оформить законом взгляды Владимира Путина и его сторонников на мир.

Как-то в начале 2000-х я был на встрече главных редакторов СМИ с Путиным. Каждому главреду дали семь минут на то, чтобы сказать президенту что-то для него важное. Я потратил часть своего времени на предложение относить рекламные расходы компаний на себестоимость: это помогло бы медийному рынку. Путин заинтересованно кивал, записывал, задал пару уточняющих вопросов и пообещал поручить правительству разобраться. У меня осталось минуты две, и я решил рассказать Путину, что ему и прочим чиновникам выгодно общаться с «Ведомостями», которые я тогда редактировал. Я сказал, что у нас иностранные учредители, не имеющие в России никаких других бизнес-интересов, кроме газеты. И именно поэтому власть может рассчитывать на беспристрастный анализ ее действий с нашей стороны, не окрашенный никакими лоббистскими мотивами.

Путин прекратил записывать, поднял на меня свои холодные, внимательные глаза и усмехнулся: «Никаких интересов? Это вы можете мне не рассказывать».

Разговор был окончен. Рекламные расходы скоро разрешили-таки относить на себестоимость — видать, не я один этого добивался. А вот это «можете мне не рассказывать» я запомнил на всю жизнь. Иностранцы для Путина и всех, кто на нем приехал во власть, — подозрительные люди и потенциальные враги. С этим можно ничего особенного не делать — и Путин никогда ничего не предпринимал против СМИ с иностранным участием или грантополучателей, — но важно понимать, что для этих людей все, кто был уличен в связях с заграницей, играют за другую команду.

Значит, в логике Путина, на них надо надеть футболки с желтыми звездами или портретами дяди Сэма, чтобы не только особенно проницательные единороссы, но и рядовые граждане могли идентифицировать противную сторону и, если что, не стесняться фолить. Собственно, реальный вред от маркировки «иностранных агентов» мы увидим только тогда, когда всякие подголоски — из налоговых, пожарных и прочих служб — начнут ставить помеченным подножки и делать подкат сзади.

 

СМИ, конечно, не привыкать. Издания и сайты Sanoma Independent Media, Axel Springer, Conde Nast и, скажем, Burda продолжат рекламировать продукцию нерусских компаний и во многом благодаря этому приносить прибыль своим нерусским материнским компаниям. Получателей этой прибыли никто не запишет в «русские агенты» — а жаль. Может, это заставило бы единороссов задуматься о том, что такое глобализация и что это явление им, ксенофобам и изоляционистам, готовит в исторической перспективе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+