Вчера Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий на три порядка штрафы за нарушение порядка организации и проведения митингов и демонстраций. Если закон будет принят, участника митинга, нарушившего его «установленный порядок», можно будет оштрафовать на сумму от 1000 до 900 000 рублей или приговорить к общественным работам на срок до двухсот часов, а организаторам грозят еще более жесткие санкции. Ко второму чтению штрафы обещают снизить в три раза (до 300 000 рублей для физических лиц), но это пока только обещания. В первом чтении за проект проголосовало 236 (из 238) депутатов думской фракции «Единой России», против — все остальные фракции.
Количество произвола, заложенного в проект, очевидно даже человеку, никогда не сталкивавшемуся с российским судом. Максимальный штраф отличается от минимального в 900 раз, то есть судья может наказать одного человека почти в тысячу раз жестче, чем другого, совершившего то же самое правонарушение — оставаясь в рамках закона. Представьте себе статью в Уголовном кодексе, предполагающую наказание в виде тюремного срока от одного месяца до 75 лет. Представьте ее применение в российских судах.
Чтобы узаконить масштаб произвола, авторам проекта пришлось переписывать заодно статью административного кодекса, регулирующую максимально возможные штрафы. До сих пор нельзя было налагать на физическое лицо штраф больше 5000 рублей, теперь порог повышен до 1 млн — это больше, чем зарплата среднестатистического жителя России за два года. Эта новация может оказаться в ближайшие годы даже более важной, чем собственно санкции за участие в митингах: наказание за любое административное правонарушение можно сделать сравнимым с тюремным сроком, не переписывая УК.
Политическое значение проекта тоже велико. Во-первых, как верно сформулировал журналист Михаил Фишман, инициатива эта возникла в ответ на массовые митинги последних месяцев, требовавшие отмены результатов фальсифицированных парламентских выборов; а если бы не фальсификации, «Единой России» не хватило бы голосов для принятия проекта в первом чтении. Репрессивное законодательство является прямым и неизбежным следствием нарушений на выборах. Произвол порождает произвол.
Во-вторых, Дмитрий Медведев вчера окончательно отказался от образа политического деятеля и занял привычное место мелкого исполнителя в путинской вертикали. В тот самый день, когда «Единая Россия» голосовала за позорный проект, премьер-министр получил членский билет партии и намерен скоро ее возглавить. Притом что именно он совсем недавно и в другом еще статусе обещал либерализацию политической системы. Кстати, спонсор закона депутат Александр Сидякин входит в Комитет общественных сторонников Дмитрия Медведева.
Но у проекта есть и символическое значение. Максимальные штрафы, которые могут получить участники оппозиционных выступлений, сравнимы с ценой дорогого автомобиля или 10-20% квартиры в Москве. Даже если штрафы в итоге будут уменьшены (было бы наивно верить обещаниям членов «Единой России»), 300 000 рублей — это цена машины или сумма годовых выплат по ипотечному кредиту. А что есть у рассерженного горожанина, кроме квартиры и машины? То есть отныне человек, решивший публично выступить против власти, официально лишается имущества.
В этом и состоит смысл законопроекта. Если раньше договор «лояльность в обмен на право собственности» распространялся только на крупный бизнес, то теперь, благодаря партии Дмитрия Медведева, он будет распространяться и на всех остальных. Насколько контракт этот жизнеспособен в масштабах страны, мы узнаем в тот момент, когда кто-нибудь действительно останется без машины или квартиры за участие в митинге.