Президент внес в Госдуму законопроект, существенно обновляющий Гражданский кодекс (ГК) России. Проект был подготовлен еще в конце 2010 года Советом по кодификации гражданского законодательства.
В чем вкратце главный смысл документа и как проходила работа над ним?
В состав нескольких рабочих групп разработчиков вошли видные ученые, судьи Высшего арбитражного суда (ВАС) и работники его аналитических подразделений. Это первый момент, на который нужно обратить внимание.
ГК всегда выгодно отличался от прочих законодательных актов, в том числе экономических, своей близостью именно к науке права. Кодекс писали ученые-правоведы, закон о паевых инвестиционных фондах или о микрофинансировании — экономисты или очень слабые юристы.
К сожалению, считается, что экономист легко может написать закон. Странно при этом, почему до сих пор не придумали, что юристы способны управлять экономикой, не понимая ее внутренних законов, поскольку их этому не учили. Экономисты же, не понимая в большинстве своем внутренних законов права, но пребывая в святой уверенности, что право — это только норма (и, значит, как ее сформулируешь, таким и будет право), очень часто вторгаются в сферу правового регулирования.
Созданные группы с 2009 года анализировали современное положение дел и готовили развернутые предложения того, что следует поменять. Работа с текстом поправок была закончена к 2011 году, и законопроект, рождавшийся в многочисленных спорах разработчиков между собой, с множеством компромиссных решений был опубликован и передан президенту.
Важнейшее преимущество документа — его обоснованность. Именно так принимались другие гражданские кодексы, некоторые из них действуют уже столетиями — Французский гражданский кодекс (1804 год), Германское гражданское уложение (1900 год). Конечно же, эти документы готовились не один год.
Вариант, переданный президенту, был свободен от каких-либо лоббистских влияний. Ученые и практики работали на благо страны бесплатно, отрываясь от основной работы, в ущерб своему личному времени. Это, наверное, неправдоподобно звучит в современном мире. Тем хуже для этого мира.
Авторы написали то, что считали правильным, а не то, что поможет им или кому-то заработать больше денег. Если они видели, что за рубежом вход в корпоративный бизнес стоит приличных денег, то предлагали сделать так же и у нас.
Все хотят походить на Европу, иметь такой же порядок, чистоту, уровень жизни, но мало кто готов на такие же условия, как там, довольно жесткие для нарушителей и любителей легких денег. Неограниченная свобода 1990-х, помноженная на идеи реформаторов любыми способами обеспечить рост экономики, привела к тому, что отечественные предприниматели меняют юридические лица как перчатки, создают их чуть ли не для одной операции, а потом бросают. И все ради обмана, который называют красиво — минимизация рисков. Но обман всегда остается обманом, уходом от ответственности — перед кредиторами, перед бюджетом, перед потребителями…
Разработчики предложили поднять уровень минимального уставного капитала, ужесточить контроль на стадии создания юридических лиц и принять иные меры в этом направлении. Но, к сожалению, то, что представляется само собой разумеющимся в Германии, Швейцарии или Нидерландах, оказалось совершенно непригодным для российского бизнеса, который сделал все, чтобы эти предложения в проекте, внесенном в Думу, оказались максимально выхолощены.
Вот лишь один из примеров того, чего хотели разработчики. Пример, увы, неудачного опыта. Идея, чтобы небольшие капиталы гражданин накапливал, не создавая юридического лица, а действуя как индивидуальный предприниматель, и лишь затем мог бы перейти на следующий, более высокий уровень, а именно создать общество с ограниченной ответственностью, в котором он рисковал бы только суммой вклада в уставный капитал, так и осталась пока идеей. Может быть, к ней вернутся позже.
Надо понимать, что работа далеко не завершена. Реформированию не подвергается особенная часть обязательственного права — положения об отдельных видах договоров: купли-продажи, аренды, подряда, страхования и др. Хотя необходимость этой реформы тоже назрела.
В заключение вернусь к тому, с чего начал. Любой гражданский кодекс — это срез, показывающий состояние науки права, ее роль в обществе, доверие к ней со стороны законодателя. Посмотрим, что получится в России на этот раз.
Состояние нынешней науки частного права в России далеко от идеального. Нельзя сразу перепрыгнуть из развитого социализма, в котором частное право играло незначительную роль, в капитализм. Двадцати лет для этого мало, хотя за прошедшие годы страна прибавила в понимании частного права очень существенно. Обновленный Гражданский кодекс — очередной этап эволюционного развития, и польза от его принятия должна быть весьма значительной.