В Астрахани более двух недель продолжает голодовку Олег Шеин, кандидат на должность мэра города на выборах, прошедших 4 марта этого года. Официально победителем был объявлен его конкурент «единоросс» Михаил Столяров, однако несколько фактов указывают на то, что Олега мог лишить заслуженной победы административный ресурс, щедро использованный руководством области. Олег Шеин требует отмены результатов голосования и назначения новых выборов.
Помимо эксит-полла на победу Шеина — или по крайней мере на то, что результат был очень близок, — указывают несколько фактов. Распределение голосов по участкам достаточно красноречиво говорит о том, что при подсчете бюллетени просто перекладывались. Практически на всех участках Столяров и Шеин (лидеры гонки) в сумме получили одинаковое число голосов — на половине участков суммарная доля голосов составляет от 87% до 92%. Однако на участках, которые были оборудованы КОИБами (приборами для автоматического подсчета бюллетеней, значительно затрудняющими фальсификацию результатов голосования), Шеин набирал большинство голосов. Такая картина распределения голосов указывает на то, что при подсчете бюллетени с голосами за Шеина попросту засчитывались как бюллетени за Столярова.
На это указывают и показания наблюдателей. Те независимые наблюдатели, которые не были удалены с участков до начала подсчета голосов (а удаленных было большинство), были вынуждены сидеть достаточно далеко от столов, на которых велся подсчет голосов: их свобода передвижения по участку была ограничена председателями комиссий.
Сможет ли Олег Шеин, голодающий сейчас в Астрахани, победить в этом противостоянии, в котором на кону поставлено так много — здоровье и репутация независимого и принципиального политика? Его главный противник — не Кремль, не «Единая Россия» и не местные бандиты, укравшие у него выборы. Его главный противник — это наше с вами недоверие к политикам в целом. Как сказала одна моя знакомая: «Если Шеин — политик, то он, скорее всего, не хуже и не лучше Столярова».
На этом недоверии и держится Система; для того чтобы его преодолеть, и нужны экстремальные меры, такие как голодовка. Только так можно послать недоверчивой публике сигнал, свидетельствующий о высоких моральных качествах: сделать то, что другой человек никогда не смог бы.
Переговорные позиции Олега сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Если он действительно нанесет своему здоровью серьезный вред, то это будет чувствительным ударом для системы, так как заставит часть обывателей поверить в то, что на свете существуют принципиальные люди, готовые бороться за восстановление справедливости. Однако в итоге исход противостояния будет зависеть как от самих жителей Астрахани — от их желания поддержать кандидата, за которого они проголосовали, — так и от всех остальных россиян. От нашего с вами желания проявить солидарность со своими согражданами в этом важном и прецедентном для всей страны деле.