Сейчас все увлечены противостоянием властей и «недовольных горожан» на массовых митингах протеста и грядущим голосованием по формальному возвращению Владимира Путина в кресло президента. Мало кто обращает внимания, что 4 марта — помимо выборов президента РФ — будут проходить еще и местные выборы в ряде регионов. И то, что происходит на них, не меньший индикатор положения дел в стране, чем протесты в столице. В провинции можно наблюдать причудливые попытки власти приспосабливаться к меняющимся условиям и росту недовольства и в то же время — по-прежнему все держать под контролем.
Дистанцирование от партии власти
Впервые за последние семь лет вместе с федеральными выборами нет назначенных выборов депутатов законодательных собраний российских регионов. Все плановые выборы ЗC с марта были перенесены на декабрь 2011 года, в надежде положить их «под каток» федеральной агиткампании «Единой России». Технологи партии власти тогда еще не знали, что кампания эта провалится. Однако 4 марта проходит большое число местных выборов. В частности, пройдут выборы мэров 5 административных центров субъектов РФ (Архангельск, Астрахань, Горно-Алтайск, Якутск, Ярославль), также в 6 региональных столицах будут избраны представительные органы власти (среди них — Омск, Псков, Уфа). Среди иных заметных событий — массовые выборы районных собраний в Москве и выборы глав нескольких крупных городов (Тольятти, Новороссийск и др.).
СМИ уже обратили внимание, что во множестве регионов на предстоящих выборах власти отказались от выдвижения своих кандидатов под вывеской «Единой России», предпочитая делать из них самовыдвиженцев. Так произошло, к примеру, на выборах районных собраний в Москве, мэров Ярославля, Архангельска, Нарьян-Мара, Камышина и т. д.
У данного решения две явные причины. Во-первых, Владимир Путин на президентских выборах стремится дистанцироваться от существенно растерявшей рейтинг и ставшей слишком одиозной «Единой России». Кампании с использованием бренда ЕР явно вступают в диссонанс с президентской кампанией, лишний раз напоминая избирателям о самом существовании партии власти. Во-вторых, любой партийный бренд для кандидата имеет ценность только тогда, когда может привлечь дополнительные голоса. Сейчас же сложилась ситуация настолько полярного отношения к «Единой России», что даже перспективным кандидатам лишняя ассоциация с партией власти может нанести лишь ущерб.
Поскольку именно города с их образованным и более молодым населением сейчас для власти — главная проблемная территория с повышенным протестным голосованием, именно там дистанцирование кандидатов от «Единой России» наиболее заметно. В регионах, которые принято относить к зонам различной степени выраженности «электоральной аномалии» (проще говоря, фальсификаций) и административного контроля, формальные бренды партий важны уже меньше, так как шансы претендентов в большей степени определяются другими технологиями. Там распугивать избирателей напоминаниями о «Единой России» уже не боятся. Так, от «Единой России» идет в мэры Астрахани, ставшей за последней годы территорией скандальных и подконтрольных выборов, и. о. мэра Михаил Столяров. В мэры Новороссийска от «Единой России» выдвигается нынешний мэр Владимир Синяговский.
Однако не везде дистанцироваться от «Единой России» власть может чисто технически. Напомним, что в 2011 году был принят федеральный закон, обязывающий местные советы в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек избирать не менее половины депутатов по партийным спискам. В результате в некоторых регионах (к примеру, в Алтайском крае) ряд районов стал срочно сокращать численность райсоветов до 19 депутатов, чтобы избавиться от необходимости вводить выборы по партспискам. С городами ситуация тяжелее: для них закон о местном самоуправлении прямо увязывает численность депутатов с численностью населения (не менее 20 депутатов — это не менее 30 000 жителей). В результате 4 марта 2012 года в 13 муниципалитетах выборы пройдут по полностью пропорциональной и в 111 — по смешанной системе (в эти 124 муниципалитета входят и названные выше региональные центры).
Там, где местные советы приходится избирать по пропорциональной или смешанной системе, хочет власть или нет, но выдвигать списки могут только партии, поэтому избежать выдвижения списка «Единой России» не получается. Приходится идти на различные уловки. Например, в Омске под выборы создано новое объединение «Омская весна», в состав которого вошли кандидаты на выборы в горсовет от «Единой России» и беспартийные граждане. Создание нового объединения поддержало региональное отделение партии. Именно под лозунгами «Омской весны» они и ведут агитацию. Ранее аналогичную технологию применял ушедший в результате конфликта с губернатором в Госдуму мэр Омска В. Шрейдер — его сторонники объединялись в движение «Омская инициатива», тоже своеобразную «партию в партии».
«Единая Россия» против «Единой России»
Власти на местах дистанцируются от «Единой России» в наиболее сложных для власти регионах, но на этом политадекватность заканчивается. Далее все идет как всегда — массовое снятие неугодных кандидатов и попытка любой ценой протащить кандидата, одобренного губернатором.
Ведь если кандидата в мэры от «Единой России» официально нет, то ничто не мешает самым разным членам данной партии, в которую в минувшие годы загоняли людей самых разных взглядов, превращая ее в слоеный пирог, выдвигаться теперь самостоятельно. Слоеный пирог разваливается на глазах, и загнанные когда-то в партию местные политики начинают баллотироваться самостоятельно. Администрацию региона, конечно, возмущает самоуправство, и поскольку власти нередко выбирают среди выдвинувшихся кандидатов не самого избираемого, а самого удобного, нередко получается картина, когда снимают с выборов самовыдвиженцев-членов «Единой России» с большими шансами на успех, а оставляют самых «никаких», зато удобных. Тем самым автоматически повышая шансы на избрание кандидатов выдвинутых или поддержанных оппозиционными партиями. Ведь именно так в свое время были проиграны выборы мэра Иркутска в 2010, где после снятия независимого кандидата (но при этом члена фракции «Единая Россия» в ЗС) Антона Романова избиратели проголосовали все равно не за «единоросса» Сергея Серебенникова, а за кандидата от КПРФ.
В идущей кампании наиболее парадоксальная ситуация сложилась на выборах мэров Ярославля и Архангельска, где 4 марта могут произойти локальные сенсации. Так, на выборах мэра Архангельска первоначально выдвигалось 11 кандидатов, среди которых никого от партии «Единая Россия» официально не было. Фактически власти региона поддерживают самовыдвиженца мэра Виктора Павленко. Против него выдвинулся другой самовыдвиженец — руководитель отделения «Единой России», министр промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнест Белокоровин, популярный и раскрученный кандидат. Кроме того, на выборы пошла Лариса Базанова (у которой победу на прошлых выборах отняли в результате «пересчета» на нескольких участках), а также бывший мэр Архангельска Александр Донской. Однако горизбирком Архангельска отказал в регистрации всех самовыдвиженцев, кроме действующего мэра города: комиссия нашла недочеты в подписях, собранных кандидатами. В итоге у Павленко остались только партийные конкуренты, а вместо имевшего хорошие шансы на победу члена «Единой России» Белокоровина резко выросли шансы на победу у эсера Баданина и кандидата КПРФ Виноградовой.
Не менее странная ситуация сложилась в Ярославле. Здесь на выборах мэра не стал выдвигаться многолетний градоначальник Виктор Волончунас. Не пошел на праймериз и первый заместитель мэра города Владимир Слепцов, которого многие считали ставленником действующего градоначальника. 19 декабря был проведен праймериз «Единой России», на которых победил заммэра Сергей Ястребов, но он не был выдвинут как кандидат. После этого появилась информация, что власти региона ведут переговоры об участии в выборах с уроженцем Ярославля, заместителем министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Олегом Рожновым. И лишь затем при поддержке «партии власти» неожиданно заявился председатель совета директоров ОАО «Русские краски», депутат областной думы Яков Якушев, у которого на тот момент не было никаких предвыборных структур (т. е. он просто не был готов к выборам).
В итоге в мэры Ярославля было выдвинуто 11 кандидатов, из них трое имеющих отношение к «Единой России»: названный выше Яков Якушев, первый зам. мэра Владимир Слепцов и депутат областной Думы, предприниматель, неоднократный чемпион России по плаванию Илья Осипов. Из них наиболее активным и перспективным был Осипов, однако после того как стало понятно, что ему откажут в регистрации по итогам проверки подписей, он снял кандидатуру в пользу Якушева. Отказ по подписям получил и Слепцов. В итоге в бюллетене окажется всего 4 кандидата. Кроме непубличного Якушева это кандидат от партии «Справедливая Россия» Вячеслав Блатов, представитель ЛДПР Алексей Молодцов и депутат муниципалитета Ярославля, адвокат, бывший член «Единой России», а теперь поддержанный КПРФ самовыдвиженец Евгений Урлашов. В настоящее время яркий публичный политик и явный политический противник уходящего мэра Урлашов имеет неплохие шансы на победу.
Еще одной территорией массовой предвыборной зачистки стал Горно-Алтайск, где в мэры выдвигалось 9 кандидатов. Партию «Единая Россия» представляет действующий мэр Виктор Облогин, КПРФ — первый секретарь рескома партии, депутат Республики Алтай Виктор Ромашкин. От ЛДПР — депутат Республики Алтай Александр Кириллов. Остальные шесть кандидатов были самовыдвиженцами. Из них зарегистрирован только технический оппонент мэра А. Погребицкий. Среди получивших отказ четырех самовыдвиженцев — бывший лидер региональной ЛДПР предприниматель Михаил Лазарев, депутат парламента Горного Алтая Евгений Танзыков и первый заместитель мэра Эжер Татин. Причем Татин является членом «Единой России» и его самовыдвижение вызвало неудовольствие в региональном руководстве партии.
На выборах мэра Нарьян-Мара выдвигалось 15 кандидатов. Из них зарегистрировано 8, причем только два партийных — от КПРФ и ЛДПР. Все остальные кандидаты идут как независимые, даже нынешний глава города Юрий Родионовский. Одним из чемпионов по предвыборным зачисткам остается Красноярский край, некогда имевший репутацию либерального региона. Здесь на выборах мэра одного из ключевых городов края Канска зарегистрировано всего 2 кандидата из 7 выдвинутых: представители «Единой России» и «Справедливой России».
Зачистки системных партий
Однако под раздачу во многих местах (особенно на выборах представительных органов власти) попадают и официальные представители партий. Скандальная ситуация сложилась на местных выборах в Псковской области, продемонстрировавшей 4 декабря существенные протестные настроения. Здесь решение об отказе в регистрации списков КПРФ приняли 22 из 23 территориальных избирательных комиссий (ТИК) региона — коммунистам отказали везде, кроме Гдовского района из-за того, что кандидатов выдвинула не конференция партии, а бюро обкома КПРФ. Списки кандидатов от «Яблока» были зарегистрированы только в шести районах. «Яблочникам» отказано из-за непредоставления необходимых документов для регистрации в установленный законом срок. В частности, списки КПРФ и «Яблока» сняты с выборов в Гордуму Пскова и города Великие Луки.
Согласно заявлению «Яблока», для недопуска кандидатов от партии на местные выборы в Псковской области была разработана специальная схема действий, которая 23 января была применена одновременно практически во всех муниципалитетах области. В эти действия входили незаконные требования дублирования уже предоставленных в ТИК документов, назначение на максимально возможно позднее время (16-17 часов 23 января) или вообще неназначение заседаний ТИК для заверения списков кандидатов от партии, а также для заверения полномочий представителей партии по финансовым вопросам с целью затруднить или сделать невозможным открытие специального избирательного счета и т. д.
Партии активно пошли в суды. Опочецкий районный суд уже признал незаконным постановление ТИК Опочецкого района об отказе в заверении списка КПРФ, аналогичное решение в отношении списков коммунистов принято на выборах в Великолукскую думу. В Гдове районный суд обязал избирком заверить список партии «Яблоко». В Бийске городская избирательная комиссия отказала в регистрации 11 кандидатам в депутаты гордумы по округам от КПРФ в связи с тем, что ими якобы не было предоставлено необходимое по закону количество копий паспортов. Бийский городской суд уже признал незаконным и недействительным решение горизбиркома об отказе в регистрации кандидата в депутаты от КПРФ на муниципальные выборы Андрея Нагайцева, фактически выигравшего последние выборы мэра Бийска, но все последующие иски коммунистами проигрываются.
В Московской области в Домодедово и Климовске отказы получили списки «Яблока». По итогам регистрации в большинстве регионов в выборах советов участвуют только списки четырех парламентских партий. Такая ситуация в Нальчике (пыталась выдвинуть список общественная организация «АЛАН», но по закону в выборах по партспискам могут участвовать только федеральные партии), Уфе, Кирове (5-й список партии «Правое дело» получил отказ по итогам проверки подписей), Горно-Алтайске (5-й список партии «Яблоко» получил отказ в регистрации). Шесть списков зарегистрировано в горсовете Омска: помимо парламентской четверки это «Яблоко» и «Правое дело».
Таким образом, несмотря на явную смену общественных настроений, обещания в будущем либерализации правил регистрации партий и кандидатов и отдельные стилистические подвижки в поведении власти (дистанцирование в ряде регионов от «Единой России»), общий тренд ее политики на конкретных выборах в большинстве регионов остается прежним: снимать кандидатов и не допускать их до выборов.