Возможно, это особенность русского характера – достичь желаемой цели любой ценой: «догоняем и перегоняем», «входим в пятерку», «планируем медали». Проведение саммита АТЭС во Владивостоке ставит задачу укрепления позиций России в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сейчас, в период проведения саммита, помимо обсуждения политической и экономической значимости этого события, активно дискутируется и стоимость его подготовки и проведения. Вопрос ставится прямо: стоило ли вкладывать такие средства ради важной, но все же краткосрочной встречи. Первоначально общий объем инвестиций в подготовку саммита оценивался в $18,7 млрд, что абсолютно несопоставимо с затратами соседей по региону на проведение предыдущих мероприятий АТЭС (Россия потратила на саммит во Владивостоке в 800 раз больше, чем США израсходовали на мероприятие Гонолулу). Позднее затраты еще выросли. Это объясняют тем, что основные средства направлены на создание инфраструктуры Владивостока. В масштабном перечне строек около ста объектов: Дальневосточный федеральный университет, гостиницы, реконструкция аэропорта, вертодром на острове Русский, мостовые переходы на остров Русский через пролив Босфор Восточный, через бухту Золотой Рог, развитие информационной и коммунальной инфраструктур и пр., пр. Предполагается, что столь мощное вливание позволит не только дать толчок развитию Владивостока как центра международного сотрудничества, но и стимулирует развитие всего Дальнего Востока.
Диспропорции регионального развития России уже давно имеют устойчивый и усугубляющийся характер. Среди 83 субъектов федерации интенсивно развивающихся регионов практически нет, особенно в азиатской части страны. Неэффективные пространственные образования не способны не только привлечь, но и сохранить имеющиеся ресурсы и, в первую очередь, — человеческие. За период между переписями 2002 года и 2010 года, численность населения Дальнего Востока сократилась на 400 тыс. человек, и нынешняя плотность населения в регионе составляет всего 1 чел на квадратный километр (в Центральном федеральной округе – 59,6). В регионе нет ни одного города-миллионника (во Владивостоке и Хабаровске менее 600 тыс. человек), а ведь только формирование высокоорганизованной урбанистической среды позволяет создавать потенциал для экономики ХХI века: привлекать высококвалифицированных специалистов и креативный класс, внедрять инновационные технологии, развивать бизнес-услуги.
Очевидно, что в сложившейся ситуации для возрождения Дальнего Востока правительство решило использовать весь спектр приемов работы с территориями: масштабный инвестиционный проект развития инфраструктуры, федеральные целевые программы и даже «mega-event» - проведение саммита АТЭР. Предложены и меры по улучшению инвестиционного климата, налоговые льготы, стимулированию привлечения россиян и иностранцев. В отсутствии системной политики регионального развития все средства хороши.
Оценить эффективность инвестиций в подготовку саммита практически невозможно, ведь эффекты ожидаются в будущем, и не близком. Будет ли регион и дальше развиваться как источник сырья, и основной поток инвестиций и инновационных технологий пойдет в добывающие отрасли? Или, глядя на соседей, начнется стимулирование экономики знаний и высоких технологий? Сейчас экономико-географические преимущества региона (транзитный потенциал как конечной точки оси Запад – Восток, протяженность внешней границы, близость к развитым рынкам Азии) практически не используются, около 22% ВРП региона приходится на добычу полезных ископаемых. Инновационная активность региона выше только по сравнению с Северным Кавказом.
Плотность вложенных инвестиций на о. Русский (площадь острова 97 км2) достигает фантастических показателей. Станет ли он полюсом роста, стимулирующим развитие российского Востока, или останется оазисом в пустыне нерешенных проблем, демонстрирующим широту русской натуры – зависит от того, удастся ли создать среду, в которой инвесторы захотят вкладываться во что-либо помимо добычи сырья.