ВТО: иностранным телекомам в России разрешили почти все
В серии статей на Forbes.ru адвокаты юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры» рассказывают о правовых последствиях вступления России в ВТО для отдельных рынков и секторов экономики.
Вступление России в ВТО приведет к серьезным изменениям для большинства отраслей российской экономики, и рынок телекоммуникационных услуг здесь не исключение. Прежде всего, изменится порядок допуска иностранных компаний (поставщиков услуг) на российский рынок через постепенное снятие существующих торговых барьеров и ограничений и принятие обязательств не вводить новых. Возможностей для маневра осталось не слишком много.
В частности, наша страна оставила за собой право установить в будущем на законодательном уровне ограничения на выбор формы, в которой иностранная компания может вести свой бизнес на территории России («форма коммерческого присутствия»). Деятельность иностранной телекоммуникационной компании на территории России может быть разрешена только в форме учреждения российского юридического лица. Помимо этого Россия сможет в будущем ввести ограничение на общее участие иностранных лиц в уставном капитале ряда российских компаний, действующих операторов, а также их возможных правопреемников (например, ОАО «Ростелеком»). Максимальная разрешенная доля иностранного участия (иностранных инвестиций) в капитале таких российских компаний может быть ограничена 49%. Однако период действия ограничения не должен превышать четырех лет с даты присоединения России к ВТО.
Особый режим предусмотрен в отношении услуг радиосвязи, в том числе спутниковой связи. По общему правилу Россия отказалась брать на себя обязательства в отношении этой отрасли. Однако в отношении услуг фиксированной спутниковой связи государство пообещало уже с момента вступления в ВТО не устанавливать новых ограничений по доступу иностранных операторов спутниковой связи к оказанию таких услуг российским юридическим лицам, имеющим лицензию на телекоммуникационные услуги. А в отношении всех остальных услуг спутниковой связи будет действовать трехлетний переходный период с момента присоединения к ВТО, в течение которого Россия будет вправе вводить новые ограничения на доступ иностранных операторов связи к оказанию соответствующих услуг. По истечении указанного трехлетнего срока Россия не сможет ограничивать доступ иностранных спутниковых операторов на свой рынок.
Телекоммуникационные услуги — единственная сфера услуг, в отношении которой Россия приняла на себя так называемые «дополнительные обязательства». Они касаются вопросов регулирования базовых телекоммуникаций, деятельности «крупных поставщиков» телекоммуникационных услуг, общих гарантий конкуренции, присоединения к сетям связи, независимости регулирующего органа, распределения и использования ограниченных ресурсов, включая радиочастоты.
По сравнению с остальными странами БРИКС Россия взяла на себя наибольший объем обязательств и установила наименее жесткие ограничения на допуск к оказанию услуг иностранных лиц из членов ВТО.
Так, например, Индия предусмотрела весьма серьезное ограничение форм коммерческого присутствия, в соответствии с которым частным оператором связи может быть только компания, зарегистрированная в Индии, общее иностранное участие в капитале которой не должно превышать 25%.
В обязательствах Бразилии были закреплены эксклюзивные права национальной телекоммуникационной компании EMBRATEL, а также предусматривается ограничение прямого либо косвенного участия иностранных инвесторов в капитале телекоммуникационных компаний долей в размере 49%.
Что касается Китая, то деятельность иностранных телекоммуникационных компаний на его территории допускается только в форме создания совместного предприятия. При этом в отношении таких совместных предприятий установлены ограничения: 1) по географии оказания телекоммуникационных услуг и 2) по общему участию иностранного лица в капитале совместного предприятия.
Одни из самых жестких ограничений доступа иностранных лиц к оказанию телекоммуникационных услуг предусмотрены в обязательствах Южно-Африканской Республики. Так, в течение продолжительного периода с момента вступления ЮАР в ВТО международный трафик информации должен был осуществляться исключительно с использованием сетей национального оператора — компании Telcom. Лишь по истечении такого периода разрешался допуск на этот рынок второго оператора. Также ЮАР закрепила максимальный размер иностранного участия (иностранных инвестиций) в капитале поставщиков телекоммуникационных услуг на уровне 30 %. Таким образом, среди стран БРИКС Россия установила один из наиболее благоприятных режимов по допуску иностранных компаний на свой рынок телекоммуникационных услуг.