В пригороде Лондона Фарнборо продолжается работа одного из крупнейших в мире авиасалонов. Особым успехом у посетителей пользуется копия космического корабля SpaceShipTwo (SS2). В среду возле SS2 было особенно многолюдно: на авиасалон прибыл миллиардер, владелец Virgin Galactic Ричард Брэнсон и рассказал о том, как продвигается проект по запуску коммерческих полетов. Покорить космос уже готовы 529 человек, цитирует CNN Брэнсона. Но в числе первых пассажиров SS2 будут сам Брэнсон и его двое детей. Всего корабль вмещает восемь человек, два из них пилоты. Ожидается, что первый полет он совершит до конца этого года. С пассажирами же поднимется в небо лишь к концу 2013 года. «Первоначально полеты будут суборбитальными (высота до 100 км. — Forbes), которые позволят людям протестировать и понять космос, затем — орбитальными, а в один прекрасный день в космосе появятся и гостиницы», — предавался мечтаниям Брэнсон. Он, впрочем, признал, что эти полеты доступны далеко не всем: билет на SS2 стоит $200 000 и едва ли в ближайшие десятилетия будет дешевле.
По обе стороны от SS2 расположились давние любимцы публики — А380 и B787 Dreamliner. Эти самолеты уже не раз встречались на разных авиасалонах. Но именно на нынешнем Фарнборо они, пожалуй, предстали во всей красе. Прилетели не тестовые машины, у которых вместо салона — лаборатория, а самые настоящие пассажирские лайнеры с красивым интерьером. Malaysia Airlines представляли А380, авиакомпания Qatar — В787. Оба самолета были заявлены в летной программе, оба покинули Фарнборо в среду (правда, вместо малайзийского A380 Airbus прислал собственный тестовый).
В двухпалубном самолете от Airbus расположилось три класса: первый, бизнес и эконом. Кресло, трансформирующееся в просторную кровать, пижама, цветные подушечки и живой цветок рядом, система развлечений, сервировка стола как в ресторане и т. д. — вот что ждет пассажира First Сlass. На уровне попроще тоже много пространства и комфорта. Что же до эконома, то порадовала расцветка обивки кресел. Самый выгодный ряд в экономе, как всегда, тот, где расположены аварийные выходы. В случае с малайзийским A380 это оказался 73-й ряд. После него, кажется, было еще рядов 10-15.
Экскурсию по В787 проводил глава Boeing в России Сергей Кравченко. Он не скупился на эмоции и комплименты самолету. «Прошу внимания! Посмотрите сюда!», — громко начал он… и открыл дверь туалета. В довольно стандартном самолетном туалете красовался иллюминатор. Вообще В787 гордится необычными новыми иллюминаторами: они меняют цвет и намного больше нынешних. Для наглядности на них пунктиром были нанесены размеры стандартных иллюминаторов. Все это сопровождалось подписями типа «а вот такой маленький иллюминатор у А320 и А330», «чуть больше у А380». Boeing не мог не уколоть конкурента, хотя у В737 и В747 иллюминаторы точно такие же. Потом шел длинный рассказ Кравченко о багажных полках, в которые может уместиться ручная кладь до 50 кг. Звучало заманчиво, правда, кое-что насторожило: практически у всех авиакомпаний и аэропортов есть ограничения по весу и размеру сумок, предназначенных для перевозки в салоне. Наконец, чтобы продемонстрировать высоту потолка в салоне, Кравченко не только поднимал руки вверх, но и подпрыгивал. И ведь недотягивался, и это при росте, с его слов, 190 см. В финальной речи менеджер Boeing подчеркнул, что «в каждом В787 по 22 т российского титана».
Прилетевший на два дня Sukhoi Superjet 100 от «Аэрофлота» гостей не принимал. Пришлось довольствоваться макетом МС-21, который не первый год привозят на международные салоны. «Вы в нем [макете] аккуратнее, а то он старый уже», — предупредил сотрудник «Иркута» (корпорация курирует проект). Во время презентации МС-21 присутствующих угощали блинами с красной икрой, селедкой с черным хлебом и водкой. При этом многие высказывают сомнения относительно будущего МС-21: самолет заявлен в самой конкурентной нише — среднемагистральных самолетов, где господствуют Airbus и Boeing (А320 и В737, плюс их обновленные версии А320NEO и В737MAX). Буквально на Фарнборо стало известно, что малайзийская компания Crecom перевела твердый контракт на 50 МС-21 в опцион, а обычно бывает наоборот.
На этом неприятности российского авиапрома не закончились. От SSJ 100 отказалась «Армавиа», новых же контрактов не появилось (не было даже домашних заготовок, тогда как Airbus и Boeing каждый день объявляли о новых многомиллиардных контрактах). Ко всему прочему в одном из журналов, которые издаются во время Фарнборо, Embraer украинской авиакомпании «Аэросвит» спутали с аэрофлотовским SSJ 100: фотография — первого, а подпись — про второго. А ведь «Объединенная авиастроительная корпорация» активно дает рекламу. Листая издания, распространяемые на авиасалоне, то и дело видишь рекламные блоки МС-21 или SSJ 100. Полоса обходится в $15 000.
Несмотря на отсутствие контрактов, российская делегация (в нее вошли представители «Ростехнологий», Роскосмоса и проч.) была одной из самых представительных, а экспозиция стала второй после США. Названия компаний на русском и английском языках красовались на просторных белых шале, расположенных непосредственно вдоль взлетно-посадочной полосы. Всего, по информации «Рособоронэкспорта», россияне на одном из самых дорогих авиасалонов арендовали 1600 кв. м площадей.