На недавнем совещании по вопросу поставок природного газа Владимир Путин высказался против дополнительного повышения цен на газ для российских потребителей. Несмотря на позицию премьера, «Газпром» по-прежнему настаивает на увеличении цен «для промышленных потребителей на 26,3% с четвертого квартала текущего года в дополнение к ожидающемуся в июле 15-процентному повышению».
На первый взгляд, требования монополиста выглядят завышенными. В последние месяцы прошлого года российские предприятия в среднем платили за газ всего на 8% меньше, чем промышленные потребители США. Газовые цены для предприятий Аляски и Техаса уже ниже, чем цены, по которым покупает газ население таких нефтегазодобывающих регионов, как Ханты-Мансийский автономный округ и Астраханская область. При этом правительство России гарантирует ежегодный рост цен для своих потребителей, тогда как американские цены будут определяться на основе баланса спроса и предложения. Очень вероятно, что уже к концу этого года, например, производители удобрений в США получат преимущества перед российскими конкурентами, а через два-три года Россия, как член ВТО, вообще начнет импортировать удобрения из Америки.
Однако с точки зрения российских законов требования «Газпрома» выглядят справедливыми. Статья 5 «Соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики» предусматривает достижение «равнодоходных цен на газ на территориях всех государств — участников Единого экономического пространства не позднее 1 января 2015 года». Соглашение ратифицировано Федеральным Законом от 11.07.2011 N 172-ФЗ.
Во время подписания соглашения в декабре 2010 года средняя оптовая цена 1000 куб. м газа для потребителей (кроме населения) составляла 2324 рубля, а равнодоходная цена — 4736 рублей. Нетрудно подсчитать, что для достижения равнодоходной цены требовалось ежегодно повышать оптовые цены на 15%. Сейчас средняя оптовая цена составляет примерно 2585 рублей, а равнодоходная — около 7800 руб. Получается, что для выполнения упомянутого федерального закона правительство должно повышать цены на 32% в год, а требования «Газпрома» отвечают закону в большей степени, чем мнение премьера.
Ситуация на европейских газовых рынках складывается не в пользу российского монополиста. «Газпром» пересмотрел экспортные планы и решил не увеличивать поставки газа в Европу. Кстати, это заявление означает отказ от плана Владимира Путина, предусматривающего выход экспортных показателей 2012 года на предкризисный уровень. На мой взгляд, снижение планов отражает объективную реальность — по сравнению с прошлым годом в первом квартале объем экспорта в дальнее зарубежье снизился почти на 10%.
На сокращение экспорта «национальное достояние» обычно отвечает увеличением программы строительства газопроводов. В периоды снижения спроса на российский газ были приняты решения о повышении мощности и затем об ускорении строительства «Южного потока». Я полагаю, что и нынешнее падение объемов экспорта вызовет рост вложений в строительство новых газопроводов. Для финансирования повышенной инвестпрограммы потребуются дополнительные средства, которые придется взять из карманов российских (да и белорусских) потребителей. Так что правительство обязательно повысит газовые цены и тем самым обеспечит верховенство закона, противоречащего интересам всех потребителей газа в Российской Федерации. «Газпром» пока и не требует большего.