Опубликованные на днях результаты исполнения бюджетов за первый квартал оказались существенно менее радостными, чем ожидалось, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Если в 2011 году профицит первого квартала составил 121 млрд рублей, то за первые три месяца этого года накопился дефицит в аналогичном размере. Профицит консолидированного бюджета РФ (с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов) в январе — марте 2012 года составил 519,9 млрд рублей, снизившись на 36% (год к году).
Следует отметить, что составляющие львиную долю доходов федерального бюджета НДПИ, НДС и разнообразные пошлины чувствительны скорее к ценам на нефть и мировой конъюнктуре, а влияние на них доходов населения и деловой активности весьма опосредованно. Налоги на прибыль и на доходы физических лиц как раз весьма чувствительны к ситуации внутри страны. И вот здесь положение вызывает беспокойство.
Данные об исполнении региональных и местных бюджетов РФ за I квартал 2012 года свидетельствуют о росте трансфертов из федерального бюджета (+18%) и расходов (+20%) опережающими темпами по сравнению с доходами — и это притом что, например, расходы на содержание полиции окончательно перешли в ведение федерального бюджета. Сборы по налогу на прибыль (преимущественно идущему в региональные бюджеты) выросли всего на 2% год к году, по НДФЛ (идущему в региональные и местные бюджеты) — на 15%, а совокупные собственные доходы регионов за тот же период увеличились всего лишь на 4,5%. Больших налоговых новаций в этот период не было, так что данные свидетельствуют о том, что полным ходом идут процессы уменьшения доходов предприятий и населения и (или) увода их в тень.
Еще большее беспокойство вызывает ситуация с доходами и поступлениями по налогу на прибыль, которые в нефтегазовых и металлургических регионах, а также в Москве и Санкт-Петербурге, оказались ниже средних по стране. Положение там и раньше было не идеальным — в металлургических Липецкой и Вологодской областях поступления от налога на прибыль до сих пор ниже рекордов докризисного 2008 года — на 29% и 43% соответственно. Ситуация разительно отличается от прошлого года, когда собираемость налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, составляющих основу региональных бюджетов, выросла на 28% и 13% (хотя и тогда провалы были примерно у четверти регионов).
При инерционной динамике в экономике по итогам 2012 года можно ожидать роста налоговых поступлений по НДФЛ на 12%, а по налогу на прибыль — в пределах 10% — но и то будет весьма неровным. Ситуация с расходами тоже не слишком радужна — в середине года в большинстве регионов должны достаточно резко увеличиться расходы по социальным статьям бюджета, поэтому высока вероятность корректировки как федерального (предусматривающего снижение помощи регионам), так и региональных бюджетов в сторону увеличения трансфертов и расходов. В нынешней политической обстановке концепция «зарплаты мы повысим, а получать вы будете столько же» вряд ли будет работать.
Возможности для предоставления трансфертов у федерального бюджета напрямую связаны с наполнением «федеральной кубышки» — которое идет хуже, чем в прошлом году. При этом регионы требуют денег и в итоге их получают. В I квартале рост трансфертов наблюдался не только в регионах, получающих финансирование для подготовки крупных международных мероприятий (Татарстан и Краснодарский край), но и в Красноярском крае, и в Вологодской области.
На этот год многие региональные бюджеты сверстаны особо консервативно — с учетом погашений федеральных бюджетных кредитов, выданных для затыкания бюджетных дыр во время кризиса. В середине года требования увеличить финансирование будут звучать громче, и увещевания о финансовом консерватизме могут не сработать. Продления бюджетных кредитов будет недостаточно: наполнение резервного фонда хуже, чем в 2008 году, так что казенных ресурсов может и не хватить. Ослабление рубля скорее расширяет возможности бюджета и увеличивает доходы, связанные с экспортом, но и тут мировая конъюнктура может сыграть злую шутку. А наращивание выпуска облигаций (объем которых в последние годы сокращался) и привлечения банковских кредитов возможно только при нормальной ситуации с ликвидностью в банковской системе и на рынках. Воспоминания о 17% доходности по облигациям Москвы и 15% — Самарской области в 2009 году еще достаточно свежи в памяти, поэтому слабый рынок будет не лучшим источником для привлечения средств.
Получается, что бюджетная ситуация совсем не радужная, хоть еще и не катастрофическая. Чтобы не допустить ее ухудшения, потребуется превентивный пересмотр расходов на федеральном уровне и понимание, что регионам понадобится поддержка. А главное, готовность отказаться от некоторых особенно мудрых и дорогих целевых программ.