Решение Комитета по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC), объявленное по итогам заседания в четверг, вызвало резкий всплеск аппетита к риску, послужив причиной роста котировок акций и цен на сырьевые товары.
Ранее мы высказывали предположение, что ФРС объявит о запуске программы по покупке ипотечных облигаций (а не казначейских нот) общим объемом $400‑600 млрд и оставит текущие процентные ставки без изменений до 2015 года (срок работы Бена Бернанке на посту председателя ФРС истекает в январе 2014 года). В этом смысле решение регулятора не обмануло наших ожиданий: действительно планируется в течение неопределенного срока ежемесячно приобретать ипотечные облигации на сумму $40 млрд. Если присовокупить операции в рамках действующих программ выкупа казначейских обязательств, срок которых истекает в конце нынешнего года, суммарный объем ежемесячных покупок составит $85 млрд. За 12 месяцев общий размер программы, представляющей собой третий этап количественного смягчения монетарной политики ФРС, составит порядка $600 млрд, а в случае продления до конца 2014 года превысит $1 трлн.
Два ключевых момента, связанных со вчерашним заявлением, заслуживают особого внимания. Так, впервые при определении курса монетарной политики ФРС опирается на экономические тенденции, прежде всего на ситуацию на рынках труда и жилья. Мы не исключали, что регулятор напрямую привяжет свои расчеты по процентным ставкам к уровню безработицы (метод, получивший название «Правило Эванса», по имени главы Федерального резервного банка Чикаго Чарльза Эванса). Конкретный ориентир в заявлении Комитета по операциям на открытом рынке вчера не прозвучал, но регулятор ясно дал понять, что преследует цель снижения уровня безработицы.
Принятие новых стимулирующих мер, безусловно, подстегнула ситуация на рынке труда. Согласно опубликованной в этом месяце статистике, темпы роста рабочих мест в частном секторе замедлились. Кроме того, следует отметить, что Бен Бернанке во время своего выступления в Джексон-Хоуле также выразил «серьезную обеспокоенность» положением дел на рынке труда. Он отметил, что обычный долгосрочный показатель безработицы был меньше текущего как минимум на 2 пп, т. е. «нормальный» уровень составляет по крайней мере 6%. Теперь под пристальным вниманием наблюдателей ФРС окажется рынок труда.
Другой ключевой момент заключается в том, что FOMC впервые заявил о том, что после улучшения состояния экономики еще долгое время не отпадет потребность в значительных стимулирующих мерах. Такая длительная «сверхмягкая» политика, безусловно, окажет поддержку рисковым активам, но, как мы отмечали в одном из наших последних макроэкономических обзоров, при этом может ненамеренно усилить финансовые дисбалансы и спровоцировать образование следующего пузыря.
Любители покритиковать политику ФРС наверняка отметят, что последний раунд стимулирования проходит в такое время, когда большинство фондовых рынков находится на многолетних максимумах, волатильность низка, а ситуация с фондированием не является сложной. Некоторые аналитики также могут обнаружить политическую предвзятость якобы независимого ФРС, чьи меры по стимулированию экономического роста увеличивают шансы президента Барака Обамы на переизбрание в ноябре. Широко известно, что есть прямая взаимосвязь между рейтингами Обамы и индексом S&P500.
Тем не менее экономическая обстановка остается неопределенной, и Комитет по операциям на открытых рынках ФРС США (FOMC) в недавно опубликованном прогнозе понизил свои оценки темпов реального роста ВВП на 2012 год до 1,7–2,0% (против предыдущего прогноза на уровне 1,9–2,4%). Обновленные оценки оказались ближе к нашим собственным прогнозам на 2012 год, рассчитывая которые мы исходили из более осторожных оценок экономических перспектив США, чем другие аналитики. Согласно ожиданиям FOMC, в 2014 году уровень безработицы опустится ниже 7%. Прогноз по инфляции был пересмотрен в сторону повышения — до 1,7–1,8%, хотя более высокие цены на нефть, продукты питания и сырьевые товары могут способствовать еще большему росту показателя. Затем, в 2013–2014 годах, инфляция, по мнению FOMC, должна стабилизироваться. Переориентация ФРС с покупки американских казначейских обязательств на покупку ипотечных ценных бумаг открывает дорогу к повышению доходностей облигаций, что рынок и продемонстрировал вчера, отреагировав на заявление ФРС незамедлительным подъемом доходности 10-летних казначейских облигаций до 1,8%. Учитывая обеспокоенность рынков по поводу неэффективности американской бюджетной политики, можно предположить, что влияние последней на доходности UST возрастет.
Объем американских казначейских обязательств, аккумулированных на балансе ФРС, уже достиг $1,6 трлн (при дефиците федерального бюджета $1,1 трлн), и американский регулятор может быть обвинен в монетизации долга. Как бы то ни было, неспособность американских властей добиться прогресса в решении бюджетных проблем неизбежно приведет к усилению волатильности процентных ставок и периодическим «приступам» ослабления доллара.
В последнее время ФРС в своих исследованиях часто обращается к теме «критической скорости» в экономике. Суть явления заключается в том, что при падении темпов роста ниже определенного уровня (например, 1,5%), процесс замедления становится практически необратимым и может привести к резкому (примерно 3%-ному) падению экономической активности, вплоть до рецессии. Аналитики ФРС также делают вывод, что, если американская экономика войдет в «режим торможения», степень влияния этого фактора на остальной мир составит около 20–30% от масштаба воздействия на США. Согласно прогнозам ФРС, экономика страны уже вошла в этот режим, который к тому же усугубится приближающимся «фискальным обрывом». Рост остальной части мировой экономики также явно замедляется (вчера правительство Японии понизило оценку роста ВВП на этот год уже во второй раз), а последние экономические индикаторы еврозоны и Китая также не обнадеживают.