Европейская комиссия 6 декабря обнародовала план действий по усилению борьбы с налоговыми гаванями и офшорами, а также с уклонением от налогов внутри ЕС. Теперь стало очевидным, о каком методе «кнута и пряника» ранее говорил налоговый еврокомиссар Альгирдас Шемета. Цель предложенных мер — создание ситуации, при которой налогоплательщикам государств — членов ЕС будет невыгодно использовать офшоры или специальные налоговые льготы других государств союза.
Ряд европейских государств уже предъявляли претензии к известным американским корпорациям, которые, извлекая доход в европейских странах, перемещают его в более удобные налоговые юрисдикции и слишком мало платят в стране — источнике дохода. Многие крупные российские компании также используют различные способы структурирования бизнеса для оптимизации своих налоговых расходов на территории ЕС, так что новую налоговую политику европейских властей стоит изучить.
Для начала европейские чиновники предполагают повысить эффективность существующих правовых механизмов борьбы с уклонением от налогов. Во-первых, предлагается позволить странам ЕС вводить временный режим «обратного налогообложения» по НДС (VAT Reverse Charge Mechanism). Это означает, что отчетность по НДС сдает не поставщик, а покупатель, что должно помешать недобросовестному поставщику получить права на возмещение налога. Таким образом собираются помешать массовым злоупотреблениям, например, применению карусельных схем мошенничества с НДС. Кроме того, предполагается расширить обмен информацией между налоговыми службами стран ЕС. И, наконец, увеличить налогообложение сбережений резидентов ЕС, которые те хранят на счетах за пределами своих стран. Действие соответствующей директивы будет распространено на более широкий круг лиц, что должно исключить уклонение через специальные юридические конструкции.
Другой важной составляющей плана является выработка общих подходов в определении категории «офшор» или «налоговая гавань», а также мер по ограничению злоупотреблений при их использовании. Членам ЕС рекомендовано при подписании соглашений об избежании двойного налогообложения со странами, внесенными в специальные «черные списки», включать в текст положения, позволяющие отказывать в предоставлении преимуществ по международным соглашениям (например, освобождении от налога у источника или применении более низкой ставки). Соответствующие изменения коснутся и налоговых директив ЕС (о налогообложении материнских и дочерних компаний, о налогообложении процентов и роялти, о налогообложении сбережений). Кроме того, рекомендовано требовать от стран-офшоров, чтобы они начали соблюдать существующие в ЕС стандарты налоговой прозрачности на практике, а не просто включать их в свое законодательство.
Есть в плане и инновационные подходы к борьбе с агрессивным налоговым планированием. В законах стран ЕС могут появиться нормы, согласно которым налоговые органы смогут не обращать внимания на искусственно созданные корпоративные структуры или договорные цепочки, если их основной и очевидной целью является налоговая экономия. И уже не только суды, но и налоговые органы смогут оценивать реальное экономическое существо любых отношений и их совокупности для целей налогообложения.
Сейчас в ЕС действует Кодекс по налогообложению предпринимательской деятельности 1997 года, который является единственным согласованным правовым инструментом борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией, когда одни государства переманивают налогоплательщиков из других стран. Теперь предложено распространить такой подход и на отношения со странами, не входящими в ЕС. То есть постоянной экспертной группой будет отслеживаться ситуация не только по государствам-членам, но и по другим странам, которые могут нанести налоговый вред ЕС и ее отдельным государствам-членам.
В отношении десяти государств-членов ЕС даны рекомендации по введению мер, улучшающих законодательство в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями на 2012-2013 годы.
Совершенно очевидно, что такое развитие событий для большинства наблюдателей стало сюрпризом, поскольку вопросы налогообложения отнесены к исключительной компетенции государств-членов. Но борьба за пополнение бюджета в условиях рецессии диктует свои правила. Еврокомиссия смогла сформулировать меры, которые помогут членам ЕС мобилизовать дополнительные доходы. Вероятно, впервые мы сможем увидеть реальное движение в борьбе с агрессивным налоговым планированием.