Уже не как кандидат, а как президент, которому не надо думать о переизбрании, Барак Обама выступил с первой речью о положении в американской экономике. В основном она была посвящена бюджету. Базовая позиция Обамы: необходимо повышение налогов ради сокращения дефицита, снижение расходов, при этом сохранение низких налоговых ставок для работающих бедных и среднего класса. В ближайшую среду Обама встречается с «акулами бизнеса» и лидерами профсоюзов. Согласно утечкам в СМИ, в отличие от переговоров о повышении потолка госдолга летом 2011 года, проходивших за закрытыми дверями, в этот раз дискуссии будут более публичными.
Основной проблемой, стоящей перед американским руководством, является грозящий 1 января 2013 года «фискальный обвал»: отмена введенных при Джордже Буше-младшем налоговых льгот и возврат налоговых ставок на уровень 2001 года, возвращение налога на наследство и одновременно принудительный секвестр федерального бюджета, в том числе оборонных статей. Когда эти решения принимались в 2011 году, в разгар дебатов по госдолгу, они позволили всем сторонам сохранить лицо и улучшить стартовые позиции перед выборами. Теперь автоматизм принимаемых мер связывает руки. Большинство экономистов утверждают, что если не отыграть назад хотя бы частично, неизбежен второй раунд рецессии и финансовая катастрофа глобальных масштабов.
При этом стартовые позиции у всех сторон не самые лучшие. Республиканские лидеры палаты представителей принципиально против повышения налогов в любом виде и формате, демократическое большинство в сенате недотягивает до 60%, которые позволяют не допускать забалтывания законопроектов. В такой ситуации не стоит рассчитывать на повторение успехов конца 2010 года, когда Обама смог провести через старый состав конгресса ряд важных для него законов, — тогда у него было большинство в обеих палатах.
Пока руководство нижней палаты Конгресса предлагает тянуть время и продлить действующие налоговые правила еще на один год, создав комиссию по налоговой реформе. Повышение ставок республиканцами вообще не рассматривается, но на некоторый компромисс они готовы пойти — например, отменить налоговые вычеты на самую дорогую недвижимость. Сенаторы-демократы готовы, со своей стороны, не повышать налоги для семей с доходом меньше $250 000 в год. Но пока позиция Белого дома не слишком четкая, ясности не добавляет и ожидаемый уход с должности министра финансов Тимоти Гейтнера.
На самом деле время для переговоров еще есть. Несмотря на алармизм многих комментаторов, следует четко понимать, что на утряску бюджетных вопросов у президентской администрации и конгресса не два, а пять месяцев. Еще до выборов вместо полноценного бюджета была принята так называемая бюджетная резолюция, позволяющая финансировать государственные органы до конца марта. Таким образом, у республиканцев нет возможности использовать «закрытие правительства» как угрозу на бюджетных переговорах. А пониженные налоговые ставки можно вводить и задним числом — прецеденты были.
При этом положение в экономике медленно, но улучшается: рынок недвижимости ожил, штаты и муниципалитеты собирают доходы достаточно хорошо и требуют меньше помощи, ФРС готова проводить мягкую монетарную политику. А ставки по суверенному долгу остаются весьма низкими (1,62% годовых по 10-летним бумагам) и даже небольшой рост — в пределах 2-2,25% годовых — не окажет сильного негативного влияния на долговой рынок и уровень кредитования в экономике. Опыт 1994-1995 годов, когда повышение налогов не привело к падению темпов роста и снижению потребления (при более высоких процентных ставках и инфляции), позволяет ожидать, что негативный эффект «фискального обрыва» будет меньшим, чем прогнозируют пессимисты.
Наиболее вероятный сценарий — активный, нервный и максимально публичный торг до весны, сохранение сниженных ставок для семей с доходом меньше $250 000 в год, компромисс по вопросу о более жестком налогообложении прироста стоимости активов и непопулярном налоге на наследство. За это более состоятельным американцам придется заплатить повышением ставок подоходного налога и сокращением ряда налоговых вычетов. При этом базовые параметры федерального бюджета США изменятся незначительно, а сокращение расходов произойдет за счет отмены ряда антикризисных мер и снижения стоимости обслуживания государственного долга.