Йошкин код: почему предприниматель Юрий Усков и его друзья-программисты не уезжают из Йошкар-Олы
От деревни Ивановка до центра Йошкар-Олы всего 23 км, по местным меркам это очень далеко. За рядом изб с резными наличниками проглядывают современные коттеджи. Это будущие дома IT-предпринимателей. «Мы долго выбирали место, где строиться. Все окрестности объездили», — рассказывает Юрий Усков, основатель IT-компании iSpring. Уже достроен трех-этажный гараж с отдельной кухней, камином и большим залом — по замыслу, это будет место мужских посиделок для всего поселка, где будут жить не только его программисты. На первом этаже Усков собирается держать два своих кабриолета ГАЗ-69.
iSpring делает программное обеспечение, с помощью которого крупные корпорации или профессора университетов могут создавать учебные материалы. «Нефти у нас в Марий-Эл нет, а как-то зарабатывать нужно было», — говорит предприниматель. Сейчас iSpring зарабатывает более $3 млн в год, большинство клиентов — в США и Европе. Таких IT-компаний в Йошкар-Оле с населением около 250 000 человек несколько, каждая специализируется на чем-то своем. Как объяснить феномен?
Медвежий угол
Набережная в Йошкар-Оле с новостроем в стиле то ли Венеции, то ли Брюгге и торчащими башнями московского Кремля прославилась на всю страну. Усков называет это гламуром, негатива в его словах нет. «Что такое Йошкар-Ола? Это Царевококшайск на самом деле. Просто крепостенка какая-то была. Это же тупик, тут даже железнодорожная ветка заканчивается», — объясняет Усков, чья семья живет здесь уже 300 лет. К родному городу он относится трепетно, но от местных властей старается держаться подальше. А они, наоборот, осознали вдруг, что IT-успехами можно хвастаться на федеральном уровне. «Нам не жалко», — улыбается Усков.
Во время Великой отечественной войны в Йошкар-Олу перевезли несколько крупных оборонных заводов. На местном машиностроительном предприятии до сих пор делают ракетно-зенитные комплексы для систем ПВО. «Много интеллигенции из Москвы и Петербурга приехало», — рассказывает еще один йошкаролинец Владислав Маймин, председатель правления платежной системы «Монета.ру». По словам Маймина, на заводах работало едва ли не больше половины населения города. Университеты открывали, чтобы обеспечить их кадрами.
quote_block node/289559В 1990-е жизнь на заводах начала затухать. «Сократили очень много людей. Делать было нечего, люди пошли в бизнес», — рассказывает Маймин. Так, например, в Йошкар-Оле появилась компания «Гардиан», которая долгое время лидировала в России в производстве стальных дверей. Местная компания «Ариада» стала крупным поставщиком холодильного оборудования: в 1941 году из Киева был эвакуирован завод, который потом стал специализироваться на холодильных установках.
В местном Политехе тоже многое изменилось. В 1990 году появилась новая специальность — «системный программист». «Практически все выпускники первого года узнали о ней из газеты. Профессор Валерий Трахтенберг написал огромную статью о том, зачем это нужно. Мы и вдохновились», — рассказывает Усков. Правда, с дальнейшим трудоустройством все оказалось не так просто.
Случайный рынок
В августе 2004 года в небольшой квартире в центре Йошкар-Олы, где располагался первый офис iSpring, устроили пышную вечеринку. Усков и его коллеги только что получили первый платеж за свой новый продукт FlashSpring — конвертер презентаций, сделанных в PowerPoint, в формат Flash. «Покупатель заплатил нам около $100, но пропили в тот день мы намного больше», — рассказывает Усков. На следующий день программистов ждало разочарование — клиент отозвал платеж.
Flash-файл было проще отправить по почте или выложить на сайт, чем обычную презентацию. На тот момент, по словам Ускова, конвертерами во Flash в мире мало кто занимался. Над аналогичным продуктом работала американская Macromedia, но через год конкурента выкупила за $3,4 млрд компания Adobe, став почти монополистом на рынке. «В какой-то момент нас заметили. Люди сами стали писать обзоры, советовать нас друг другу», — говорит Усков. Как родилась идея?
В начале нулевых Усков со своими бывшими одногруппниками занялся программированием на заказ. «Клиентов подкидывали друзья и знакомые, кто-то нас находил по рекомендации», — вспоминает предприниматель. Денег на жизнь вполне хватало, но проработали так программисты недолго — стало скучно. «Мы могли сделать проект условно за три месяца, но из-за бесконечных согласований все это могло растянуться на год», — рассказывает Усков. В 2004 году программисты стали продвигать собственный продукт — библиотеку для создания Flash-банеров. На ее основе и появился конвертер презентаций.
«Мы сначала сделали продукт, а потом уже стали смотреть, кто этим интересуется», — говорит Усков. Оказалось, что софт активно используют преподаватели. Стала понятна ниша, на которую можно претендовать. Правда, пришлось сменить название с FlashSpring на iSpring, иначе могли грозить суды с Adobe, которая тоже была активна на этом рынке и владела маркой Flash.
Велик ли рынок? По оценке компании IPOboard, объем мирового рынка e-learning превышает $90 млрд. В России, правда, он значительно меньше — около 9 млрд рублей. Впрочем, e-learning используют не только профессора университетов и их студенты, многие крупные компании применяют программные продукты для обучения своих сотрудников. На них iSpring и стала фокусироваться. Причем изначально компания стала работать на рынок США и Европы, связи и понимание рынка остались еще со времен программирования на заказ.
quote_block node/282531На Западе у iSpring есть сильный конкурент Articulate. Но заграничных клиентов у йошкаролинцев много, в том числе IBM, Tesla Motors, Siemens, Pfizer, Lego, даже Минобороны США. Усков считает, что компании особенно повезло с Oracle. «У них были три своих продукта для обучения, но одному из начальников понравилось наше решение. Мы вместе с ним очень много улучшений сделали», — рассказывает предприниматель.
В марте 2015 года продукты iSpring начала внедрять у себя инвестиционная компания «Альфа-Капитал». В тендере участвовали около 20 компаний, но, как говорит HR-директор «Альфа-Капитал» Юрий Григорьян, iSpring показалась самой клиентоориентированной и понравился продукт: среди прочего им можно было пользоваться с любого мобильного устройства.
Правда, систему пришлось дорабатывать, заказчик хотел изменить интерфейс. «Они как стартаперы, у них постоянно идеи возникают. И они легко откликаются на просьбы», — рассказывает Григорьян. Полноценно система заработала в сентябре 2015 года, много времени ушло на создание обучающих курсов (сейчас их 126). «Доступ к нашей системе имеют текущие сотрудники, новички и наши партнеры», — говорит Григорьян. Чему учатся сотрудники? Упор сделан на основную деятельность — инвестиционные продукты, но также есть курсы по вину, искусству и истории.
Жить комфортно
Несмотря на успехи за рубежом, почти все сотрудники iSpring, включая отделы продаж и поддержки, сидят в Йошкар-Оле. Правда, несколько раз в год часть команды выезжает на выставки в США — встретиться со старыми клиентами, завести новых. «Мы так с корпоративным университетом Сбербанка познакомились», — вспоминает Усков.
Почему успешная компания, зарабатывающая $3 млн, не переезжает в столицу? «Здесь есть как минимум две причины — экономическая и идеологическая», — рассуждает основатель компании Travelline Александр Галочкин. С Усковым он учился в университете, потом вместе занимались программированием на заказ. Встречаются каждую неделю: Йошкар-Ола маленький город, и IT-тусовка здесь очень тесная.
По словам Галочкина, во-первых, сказывается тот фактор, что Йошкар-Ола для них родной город и до Москвы лететь всего час. Во-вторых, программисты здесь сильные, а зарплаты чуть ниже московских. По сути, бизнесмены сами создают себе кадры. «Я восемь лет преподавал в Политехе. Только в этом году решил отказаться, стало не хватать времени на семью и работу», — говорит Галочкин. Усков пошел дальше. Помимо преподавания в университете он открыл собственные школы с программистским уклоном — две для детей и одну для взрослых. «Нужно было собрать какое-то безумное количество бумажек, бюрократия страшная», — жалуется Усков. Но теперь он доволен, в такой школе учится его младший сын. А старший уже работает в iSpring.
«Хочется жить комфортно, вот и обустраиваемся», — говорит Усков. Недавно он возглавил местную ассоциацию IT-компаний. Туда войдет и Travelline, которая стала одним из крупнейших в России поставщиков софтверных решений для гостиниц, и группа компаний «Монета.Ру», куда помимо платежной системы и ряда других сервисов входит сайт коллективных покупок с оборотом 1 млрд рублей — всего 10 компаний. Что дальше? «Сейчас еще немного цены на жилье упадут, будет удачный момент купить квартиры молодым сотрудникам», — рассуждает Усков. Новые задачи нашлись и для iSpring: ее продукты оказались популярны у медиков, теперь надо осваивать эту нишу.