Принцип взаимности: 25 самых выгодных франшиз в России — 2016
Согласно выводам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), достоверной и полной статистики о франшизах, использующихся в России, пока нет. Компаний, зарегистрировавших торговую марку и заключивших более одного франчайзингового договора, насчитывается около 750. Всего же о своем существовании заявили примерно 1300 концепций. В 2015 году этот рынок, по оценке РАФ, подрос на 15%, за январь — май 2016 года — на 6% (учитывается общее число франчайзинговых точек).
Для продавца франшиза — это возможность расти, не вкладываясь в новые площади, для покупателя — шанс зарабатывать сразу, пользуясь готовой бизнес-моделью. К примеру, у службы доставки СДЭК за год, прошедший с подготовки предыдущего рейтинга, число точек увеличилось на 50%. Новосибирская компания начала развивать франчайзинг в конце 2009-го, когда ее основатели осознали, что больше не в силах самостоятельно строить филиальную сеть. «Мы понимали, что проект может выстрелить, а может и нет. Он выстрелил. И это нас спасло», — говорит соучредитель СДЭК Вячеслав Пиксаев. У другого участника рейтинга Sugar Dance (мобильные музыкальные студии) франчайзинговая сеть расширилась на 37%. «Оранжевый слон» (товары для детского творчества) вырос почти на 20%; он один из лидеров рейтинга по числу точек — 422.
Впрочем, масштаб и динамика роста франчайзинговой сети не всегда верно отражают потребительский спрос. Покупка готовой модели не заменит предпринимательских способностей и не снимет вопрос конкуренции. Хотя наш рейтинг — это демонстрация окупаемости затрат на франшизу, ее выбор, как и любое решение в бизнесе, — действие на свой страх и риск.
Лонг-лист — всего 210 франшиз — мы составляли, используя каталоги Beboss.ru, Buybrand.ru, Franshiza.ru, Myfranch.ru и базу данных, накопленную Forbes. Мы отбирали компании, начавшие продавать франшизы не позднее декабря 2014 года (чтобы использовать для расчетов среднюю выручку и прибыль франчайзинговой точки за полный год) и открывшие в России не менее 50 точек. Ограничений по размеру стартовых вложений (паушальный взнос, стоимость ремонта и оборудования помещения, минимально необходимого объема товаров аренды за первый месяц работы и т. д.) мы не ставили. В шорт-листе 50 франшиз, нижний порог инвестиций оказался на уровне 100 000 рублей. В полуфинальный список не попали франшизы, не предоставившие финансовые показатели, а также те, у кого число закрытых точек за 2015 год превысило 50% от числа открытых за тот же срок.
Франшизы в шорт-листе оценивались по средней годовой выручке одной франчайзинговой точки (максимальный балл 20), по маржинальности — отношению прибыли к выручке (максимальный балл 40) и по соотношению прибыли и стартовых вложений — этот показатель позволяет рассчитать срок окупаемости франшизы (максимальный балл 40). Сумма баллов определяла место франшизы в рейтинге.